obwest.ru

20.01.18
[1]
переходы:54

скачать файл
Линейка. Все ли линейки одинаковы























по элективному курсу «Удивительная линейка»



ученика(цы) 9___ класса

МОУ Фоминская средняя

общеобразовательняя школа

__________________________

__________________________







Оглавление

Оглавление 1

УРОК №1 3

Линейка. Все ли линейки одинаковы? Измерение длины 3

УРОК №2 6

Измерения размеров тел 6

УРОК №3 9

Измерение размеров шарообразных тел с помощью линейки 9

УРОК №4 11

Определение расстояния до удаленных тел 11

УРОК №5 14

Измерение давления жидкости 14

УРОК №6 16

Измерение массы тела 16

УРОК №7 18

Свободное падение тел 19

УРОК №8 20

Определение коэффициента трения 21

УРОК №9 23

Определение работы силы тяжести 24

УРОК №10 26

Познай себя 26

Оценочный лист 27

Для любознательных 28

Приложение 1 28

Пределы погрешности измерительного прибора 28

Приложение 2 29

Таблица плотностей некоторых веществ 29

Подсказки 1 30

Подсказки 2 31



УРОК №1








Линейка. Все ли линейки одинаковы? Измерение длины

I. Запишите определение и заполните таблицу 1.

Линейка___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1. История линейки.

Название измерительного прибора

Век

Как использовали инструмент













































Каждый прибор обладает погрешностью. Это инструментальная погрешность. (Приложение 1)

II. Выполните практическую работу № 1а. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 1а

Обнаружение погрешности изготовления линейки.

Цель работы: убедиться, что из-за неточности изготовления линейка как измерительный прибор обладает погрешностью.

Оборудование: две ученические линейки с миллиметровыми делениями.

Выполнение работы.

  1. Приложите линейки перпендикулярно друг к другу так, как показано на рисунке (Рис 1)

Рис 1

  1. Сдвиньте линейки так, чтобы совместились их штрихи "0 см".

  2. Посмотрите, совпадают ли друг с другом штрихи 10 см и 20 см.

  3. Опишите свои наблюдения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Сделайте вывод_________________________________________________________________

III. Каково назначение прибора. Запишите

Назначение прибора - ______________________________________________

При измерениях мы тоже допускаем погрешности. Это погрешность метода измерения.

IV. Выполните практическую работу № 1б. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 1б

Обнаружение погрешности измерений.

Цель работы: убедиться, что наши действия с измерительными приборами тоже вносят в результат измерения некоторую погрешность.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и сделайте вывод.

Оборудование:________________________________________________________________

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рисунок опыта





Вывод __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

Погрешность результата измерения (погрешность измерения) - отклонение результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины. Погрешность результата измерения складывается из инструментальной погрешности (погрешности средства измерения) и погрешности метода измерения.

Абсолютная погрешность измерения - погрешность измерения, выраженная в единицах измеряемой величины.

Относительная погрешность измерения — погрешность измерения, выраженная отношением абсолютной погрешности измерения к действительному или измеренному значению измеряемой величины.

V. Выполните проверочную работу № 1 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа №1

  1. Погрешность прибора -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Погрешность измерений - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Цена деления прибора - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Какая линейка точнее пластмассовая или деревянная, почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Чему равна инструментальная погрешность измерений, выполненных металлической линейкой, длиной 50 см? __________________________________________________________________________

Количество правильных ответов









УРОК №2








Измерения размеров тел

Прямыми называются измерения, в результате которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных. Прямые измерения осуществляются путем многократных наблюдений.

Косвенные измерения - это измерения, которые производят путем прямых измерений величин, связанных определенной зависимостью с искомой величиной, а результат измерения получают расчетным способом.

I. Запишите примеры прямых и косвенных измерений величин, осуществляемых с помощью линейки

Прямые измерения___________________________________________________________.

Косвенные измерения__________________________________________________________

II. Выполните практическую работу № 2а. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 2а.

Измерение размеров тел.

Цель работы: измерить длину карандаша, измерить объем тела правильной и неправильной формы.

Предложите способ выполнения 1 части работы, опишите его, выполните работу и запишите полученный результат.

1часть

Оборудование: линейка, карандаш.

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок опыта




Результат запишите в виде l= l (изм) + l

Предложите способ выполнения 2 части работы, опишите его, выполните работу и сделайте вывод.

2 часть

Оборудование: линейка, брусок, камень, мензурка без делений.

  1. Определение объема бруска

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок опыта




Вывод __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определение объема камня

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр.31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32

Рисунок опыта



Результат запишите в виде V min< V < Vmax или V=Vизм+ V __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Выполните практическую работу № 2 б. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 2б.

Измерение размеров малых тел.

Цель работы: измерить толщину монеты с максимальной точностью.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите результат.

Оборудование: линейка, монеты.

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32

Рисунок опыта






Результат запишите в виде h= h + h __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Метод, которым вы определили толщину монеты, называется методом рядов .Имен-

но этим способом можно определять размеры малых тел.


IV. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

V. Выполните проверочную работу № 2 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 2

1.Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 2а? __________________________________________________________________________

2.Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 2б? __________________________________________________________________________

3. Почему толщина монеты измерена не совсем точно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как можно увеличить точность измерений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где еще может быть использован метод рядов? __________________________________________________________________________

Количество правильных ответов















УРОК №3








Измерение размеров шарообразных тел с помощью линейки

I. Не открывая книги, определите число страниц в ней. Произведите расчеты, если это необходимо.

Оборудование: линейка, книги.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат: в книге ________________ страниц.

II. Выполните практическую работу № 3. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 3.

Измерение размеров тел шарообразной формы.

Цель работы: измерить объем резинового мяча.

Оборудование: линейка, мяч.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите полученный результат.

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32

Рисунок опыта








Результат запишите в виде V min< V < Vmax или V=Vизм+ V __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

IV. Выполните проверочную работу № 3 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 3

1.Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 3? __________________________________________________________________________

2.Точно ли измерен объем мяча. Почему? __________________________________________________________________________

3. Где можно использовать данный способ измерения размеров тел? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как можно увеличить точность измерений?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Предложите другой способ выполнения работы? _____________________________________________________________________________

Количество правильных ответов















УРОК №4








Определение расстояния до удаленных тел

I. Выполните 1 часть практической работы № 4. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 4.

Определение расстояния до удаленного объекта.

Цель работы: определить расстояние до человека.

Оборудование: линейка.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите полученный результат.

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32



Результат :L =___________ м

Расстояние до удаленных объектов, размеры которых известны, можно определить, используя подобие треугольников. Более точно определяют расстояние по линейным размерам и по угловым величинам предметов на местности. Для этого линейку с миллиметровым делением держат перед собой на расстоянии вытянутой руки и подсчитывают по ней длину отрезка, закрывающего удалённый предмет, размеры которого известны (Рис. 2). Расстояние до объекта:

L=d*x/ l

где d - линейный размер объекта; l - отрезок линейки, закрывающий объект, х- длины руки.


А

F




С

D B

Рис. 2 Рис 3


II. Пользуясь чертежом (Рис.3), самостоятельно докажите справедливость приведенной формулы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Выполните 2 часть практической работы № 4. При необходимости обратитесь к учителю.


Практическая работа № 4.

Определение расстояния до удаленного объекта.

Цель работы: определить расстояние до человека.

Оборудование: линейка.

Выполнение работы.


  1. Расположите линейку с миллиметровым делением перед собой на расстоянии вытянутой руки и определите по ней длину отрезка, закрывающего удалённый предмет (человека): l=___________ м

  2. Измерьте длину вытянутой руки: х=___________ м

  3. Вычислите расстояние по формуле


L=d*x/ l, где где d - рост человека

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат : L =___________ м Результат :L =___________ м

  1. Результат :L =___________ м

5. Сравните результаты измерений и сделайте вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

V. Выполните проверочную работу № 4 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 4

1. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении 1 части практической работы № 4? __________________________________________________________________________

2. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении 2 части практической работы № 4? __________________________________________________________________________

3. Как можно увеличить точность измерений, проводимых в практической работе?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вечером оцените расстояние от Земли до Луны (размер 3476 км). Запишите полученное значение и сравните его с табличным?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения, запишите полученные результаты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество правильных ответов















УРОК №5







Измерение давления жидкости

На жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Каждый слой давит на нижележащий слой. Жидкость действует не только на дно, но и на стенки сосуда

  1. Рассмотрите рисунок. ( Рис. 4) Что доказывает этот опыт?

Запишите.___________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________ Рис. 4


  1. Восстановите цепочку формул.








р=рgh

р= F/S



Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности жидкости и от высоты уровня жидкости.

III. Выполните практическую работу № 5. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 5.

Измерение давления жидкости.

Цель работы: измерить давление жидкости.

Оборудование: линейка, стакан с водой, стакан с растительным маслом.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите полученный результат. При выполнении работы воспользуйтесь таблицей плотностей (Приложение 2)

Выполнение работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32

Рисунок опыта





Запишите результат: давление воды p = ________ Па;

давление масла p = ________ Па;



IV. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

V. Выполните проверочную работу № 5 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 5

1. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 5? __________________________________________________________________________

2. Как можно увеличить точность измерений, проводимых в практической работе?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как на опытах показать, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное, а на одном и том же уровне во всех направлениях одинаково?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова причина давления жидкостей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите внесистемные единицы давления, используемые на практике.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Количество правильных ответов











УРОК №6








Измерение массы тела


Масса является количественной мерой инертности тела. Чем большей массой обладает тело, тем меньшее ускорение оно получает при взаимодействии.


I. Предложите способы определения массы тела. Перечислите их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Выполните практическую работу № 6. При необходимости обратитесь к учителю.


Практическая работа № 6.

Измерение массы тела.

Цель работы: определить массу тела без использования весов.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите результат.

Оборудование: линейка, тело неправильной формы, штатив, стакан с водой.

Выполнение работы.

1 способ

Используйте формулу m = pV

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения обратитесь к уроку №2.

Рисунок опыта







Запишите результат m=________________ кг

2 способ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 32

Рисунок опыта






Запишите результат m=________________ кг

Сравните результаты и сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

IV. Выполните проверочную работу № 6 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 6

1. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 6? __________________________________________________________________________

2. Дайте определение массы тела. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сформулируйте условие равновесия рычага. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте определение плеча силы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение момента силы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Количество правильных ответов










УРОК №7








Свободное падение тел


I. Вставьте пропущенные слова в текст.

Свободное ___________________ тел впервые исследовал в конце _________ века знаменитый итальянский ученый _____________________, который _______________ путем установил, что свободно падающие тела движутся с одинаковым для всех тел _________________________. Как гласит легенда, ученый изучал свободное __________________ , бросая шары с башни, которая находится в г. _____________.



Свободным падением называют падение тел под действием притяжения Земли.

II. Выполните практическую работу № 7. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 7.

Определение времени падния тела.

Цель работы: определить время падения тела.

Оборудование: линейка, небольшой мячик.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите полученный результат.

Выполнение работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 33




Рисунок опыта






Запишите результат в виде t min< t < t max или t + t

_________________________________________________________________________________________________________________



III. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

IV. Выполните проверочную работу № 7 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 7

1. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 7? __________________________________________________________________________

2. Куда направлен вектор ускорения при свободном падении? _____________________________________________________________________________

3. Изменится ли ускорение свободного падения тела, если ему сообщить начальную скорость?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие физические величины нужно измерить в опытах со свободно падающим телом, чтобы вычислить ускорение свободного падения в данном месте Земли?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие опыты показывают, что все тела у поверхности Земли, если на них не действуют силы сопротивления, падают с постоянным ускорением?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Количество правильных ответов








УРОК №8








Определение коэффициента трения


Трение - один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел. Трение, как и все другие виды взаимодействия, подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело. Силы трения, как и упругие силы, имеют электромагнитную природу. Они возникают вследствие взаимодействия между атомами и молекулами соприкасающихся тел.


F тр= N* μ, где N- сила реакции опоры, μ - коэффициент трения.

Коэффициент трения μ - величина безразмерная. Обычно коэффициент трения меньше единицы. Он зависит от материалов соприкасающихся тел и от качества обработки поверхностей.


I. Приведите примеры действия силы трения и запишите их в таблицу 2.

Трение покоя

Трения качения

Трения скольжения






















II. Выполните практическую работу № 8а. При необходимости обратитесь к учителю.


Практическая работа № 8а.

Определение коэффициента трения скольжения.

Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения веревки по столу.

Оборудование: линейка, веревка.

Выполнение работы.

1. Положите веревку на край стола.

2.Постепенно свешивайте веревку со стола до тех пор, пока она не придет в движение.

3.Измерьте длину всей веревки: L =_________ м

4.Измерьте длину свешивающейся части : l=_______________м

5. Вычислите коэффициент трения по формуле


μ = l / (L - l)

6. Результат μ =____________________

III. Самостоятельно докажите справедливость использованной в работе формулы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV.Выполните практическую работу № 8 б. При необходимости обратитесь к учителю.

Практическая работа № 8б.


Определение коэффициента трения качения.

Цель работы: измерить коэффициент трения качения металлического шарика по песку.

Предложите способ выполнения работы, опишите его, выполните работу и запишите результат.

Оборудование: линейка, шарик.

Выполнение работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае затруднения воспользуйтесь подсказкой на стр. 31

Если эта подсказка не помогла, воспользуйтесь подсказкой на стр. 33

Рисунок опыта






Результат μ =____________________



V. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

VI. Выполните проверочную работу № 8 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 8

1.Какова причина силы трения? __________________________________________________________________________

2.От каких физических величин зависит сила трения? __________________________________________________________________________

3. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практических работ № 8а и № 8б? _____________________________________________________________________________4. Как можно увеличить точность измерений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как направлена сила трения? __________________________________________________________________________

Количество правильных ответов















УРОК №9








Определение работы силы тяжести


Работа силы тяжести не зависит от формы траектории движения тела и всегда равна произведению модуля силы тяжести на разность высот в начальном и конечном положениях.
При движении вниз работа силы тяжести положительна, при движении вверх — отрицательна.

A=Fт*(h1-h2), где h1 - начальная высота, h2 - конечная высота

  1. Рассмотрите рисунок (Рис. 5), сформулируйте задачу, для решения которой потребуется только линейка. Запишите ее условие.









Рис 5



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________II. Выполните практическую работу № 9. При необходимости обратитесь к учителю.

Задание для работы. На столе вертикально поставлен брусок. Затем он упал «плашмя». Определить работу силы тяжести.

Практическая работа № 9

Определение работы силы.

Цель работы: определить работу силы тяжести.

Оборудование: линейка, брусок.

Выполнение работы.

  1. Вычислим изменение положения центра тяжести бруска.(Рис. 6) ∆h=h1-h2




h1

h2


Рис. 6

Центр тяжести - неизменно связанная с твердым телом точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести, действующих на частицы этого тела при любом положении тела в пространстве. У однородного тела, имеющего центр симметрии (круг, шар, куб и т. д.), центр тяжести находится в центре симметрии тела. Положение центра тяжести твердого тела совпадает с положением его центра масс.

  1. Вычислите массу бруска. Запишите необходимые формулы, проделайте необходимые измерения. В случае затруднения обратитесь к уроку № 6.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вычислите силу тяжести. F тяж = mg

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вычислите работу А= F тяж*∆h

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите полученный результат ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.

IV. Выполните проверочную работу № 9 и занесите результат в оценочный лист.

Проверочная работа № 9

1. Какие измерения (прямые или косвенные) вы проводили при выполнении практической работы № 9? __________________________________________________________________________

2. Как можно увеличить точность измерений? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чему равна работа силы тяжести по замкнутой траектории? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое центр тяжести тела?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Зачем канатоходец в цирке держит в руках длинный шест? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество правильных ответов













УРОК №10








Познай себя

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил: «Легче всего - научить других, а труднее - познать самого себя»

I. Проведите необходимые измерения и заполните таблицу.

Параметр

Подсказки

Измерения

Значение

Рост








Обратитесь к уроку №1



Толщина волоса










Обратитесь к уроку №2



Примерный объем легких










Обратитесь к уроку №3



Время реакции


Время реакции человека - это время, за которое человек реагирует на какой-либо сигнал, на какое-либо раздражение.



Обратитесь к уроку №7





II. Оцените свою работу во время выполнения практических работ по 5-балльной шкале. Занесите результат в оценочный лист.






Оценочный лист


Номер практической работы / проверочной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Твор работа

ИТОГО


Количество баллов за провероную

работу

















Количество баллов за практическую

работу













ИТОГО



















Для любознательных

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. [Текст] - М .,1985. - 208 с

  2. Болховитов В.Н., Колтовой Б.Н., Лаговский И.К. Твое свободное время [Текст] -М.,1975. - 464 с.

  3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы [Текст] - М., 1985. - 175 с.

  4. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке [Текст] — Ярославль, 1999. — 176 с.

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика: Хитрые головоломки, забавные задачи, замысловатые вопросы и многое другое [Текст] — М., 2005. — 473 с.

  6. Эллиот Л., Уилкокс У. Физика [Текст] — М., 1963. — 808 с.













Приложение 1

Пределы погрешности измерительного прибора

Измерительный прибор

Инструментальная погрешность

Линейки измерительные

металлические,

ГОСТ 427-56 150 мм; 300 мм;

500 мм;

1000 мм





± 0,10 мм;

± 0,15 мм;

± 0,20 мм

Линейки деревянные с делениями, ГОСТ 12646-67 (200; 250; 300; 400) мм

± 0,1 мм на каждые 100 мм накатанной части

Линейка деревянная с делениями (200; 250; 300; 400) мм

± 0,5 мм

Линейки пластмассовые с делениями (200; 250; 300; 400) мм

± 1,0 мм

Угольники деревянные с делениями, ГОСТ 5094-67 (150; 185; 220; 300) мм

± 0,1 мм на каждые 100 мм накатанной части

Угольники деревянные с делениями (150; 185; 220; 300) мм

± 0,5 мм

Угольники пластмассовые (150; 185; 220; 300) мм

± 1,0 мм

Метры портновские,

ГОСТ 1190-66 1 м

1,5 м



± 1,0 мм

± 3,0 мм

Метры портновские 1 м

1,5 м

± 3,0 мм;

± 5,0 мм










Приложение 2

Таблица плотностей некоторых веществ

Примечание. Плотности выражены в кг/м3 при 20 °С. Плотности газов даны при 0 °С и нормальном атмосферном давлении, плотности сжиженных газов - при температуре кипения при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.).







Подсказки 1


Подсказка ко 2 части практической работы № 2а

Используйте стакан с водой, вспомните закон Архимеда.


Подсказка к практической работе № 2б.

Используйте метод рядов, изученный в 7 классе.


Подсказка к практической работе № 3.

Сначала определите диаметр мяча через формулы длины окружности.


Подсказка к практической работе № 4.

В качестве единицы меры используйте свой шаг.


Подсказка к практической работе № 5

Вспомните, какие величины входят в формулы для вычисления давления жидкости.


Подсказка к практической работе № 6

Используйте линейку в качестве рычага.


Подсказка к практической работе № 7

Простым примером свободного падения является падение тела с некоторой высоты h без начальной скорости.


Подсказка к практической работе № 8.

Используйте закон сохранения энергии.



















Подсказки 2

Подсказка ко 2 части практической работы № 2а

  1. Налейте воду в стакан.

  2. Отметьте уровень налитой воды

  3. Опустите камень в стакан.

  4. Снова отметьте уровень воды в стакане.

  5. С помощью линейки измерьте разницу уровней - l (cм)

  6. С помощью линейки измерьте диаметр стакана - r (см)

  7. Вычислите площадь дна стакана по формуле S= П*r 2/ 4

  8. Вычислите объем камня, который будет равен изменению объема воды по формуле V=l*S


Подсказка к практической работе №2б.

1.Расположить 10-20 монет в стопку.

2.Измерить высоту стопки монет L.

3.Подсчитайте число монет в стопке N.

4.Вычислить толщину монеты h=L/ N


Подсказка практической работе № 3

  1. Прокатите мяч по столу так, чтобы он сделал полный оборот.

  2. Измерьте длину этого следа L - это будет длина окружности.

  3. Вычислите диаметр мяча D=L./ П .

  4. Вычислите объем мяча V= П/ 6 * D3


Подсказка практической работе № 4

  1. Измерьте длину l шага с помощью линейки.

  2. Подсчитайте количество шагов N до объекта.

  3. Вычислите расстояние до объекта L = l*N .


Подсказка к практической работе № 5

  1. Налейте жидкость в стакан.

  2. Измерьте высоту жидкости в стакане h.

  3. Рассчитайте давление по формуле p=ρgh рассчитать давление этого столба.


Подсказка практической работе № 6

  1. Закрепите нитку на середине линейки.

  2. Подвесьте линейку на штативе за нитку.

  3. На одном из концов полученного рычага подвесьте тело известной массы (например, железный брусок, массу которого можно вычислить по формуле m= рV)

  4. На другой конец подвесьте испытуемое тело.

  5. Уравновесьте рычаг.

  6. Вычислите массу по формуле m=m1*L1/ L, где L1 и L - плечи сил, измереннные по линейке.



Подсказка к практической работе № 7

1. Бросьте тело с некоторой высоты.

2. Измерить высоту h с помощью линейки.

3. Вычислите время падения по формуле


Подсказка к практической работе № 8.

1. Из линейки сделайте наклонную плоскость, у нижней части которой ровным слоем рассыпать песок.

2. Измерьте высоту наклонной плоскости h.

3. Отпустите шарик; он остановится в песке на некотором расстоянии от наклонной плоскости

4. Измерьте это расстояние S.

5. Потенциальная энергия шарика W перейдет в работу A по преодолению силы трения на тормозном пути S .(W=A)

6.W=mgh; A=F тр*S= μ mgS // h= μ S

7.Вычислите коэффициент трения μ =h/S







33



скачать файл | источник
просмотреть