obwest.ru

18.01.18
[1]
переходы:45

скачать файл
УМЕЙ СКАЗАТЬ — НЕТ

Тема: УМЕЙ СКАЗАТЬ — НЕТ!

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЮ: куклы для ин­сценировки.

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

В связи со значительным распространением различных форм наркотизма в детской и подростковой среде необходимо формировать у младших школьников основные навыки поведе­ния, которые позволят избежать знакомства с одурманивающим веществом.

Дети младшего школьного возраста редко выступают в роли инициаторов пробы одурманивающего вещества. Как правило, они подчиняются внешнему наркогенному давлению сверстни­ков или более старших подростков (преимущественно), однако предложить дурман могут и взрослые: родители, знакомые. При­близительно 20% младших школьников попробовали алкоголь­ный напиток с разрешения взрослых.

Предложение попробовать одурманивающее вещество, по­ступающее от сверстников, может носить характер шантажа. При отказе ребенка высмеивают, даже отлучают от общей ком­пании.

Учитывая, что опасность наркогенного заражения (знаком­ство с одурманивающими веществами) для младших школьников оказывается вполне реальной, следует заранее готовить их к такой встрече. Для этого можно использовать ролевые игры, основанные на ситуациях наркогенного заражения. При их организации следует учитывать несколько важных условий:

в качестве сюжета для ролевой игры должна быть использована актуальная для данного возраста ситуация (для детей 7-8 лет это приобщение к алкоголю, курению);

в ролевой игре ребенок должен играть не самого себя, а роль какого-то персонажа, поэтому лучше всего построить ролевую игру, как кукольный спектакль;

младшие школьники не должны исполнять роль персонажа, предлагающего попробовать одурманивающее вещество. Эту роль может исполнить учитель или приглашенный стар­шеклассник.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

Вы можете столкнуться с человеком, который будет предлагать вам попробовать вещества, очень опасные для здоровья, — алкоголь и никотин. В такой ситуации нужно быть очень внимательным и осторожным и уметь решительно и твердо отказываться от знакомства с «черными братьями».

Человек, предлагающий познакомиться с дурманом, может уверять, что эти вещества совсем не опасны, а от одной пробы ничего страшного не произойдет. Он может быть очень настойчив и, услышав отказ, начнет вас высмеивать, дразня «слабаком», «малышом», «маменькиным» сынком или дочкой.

Но разве может быть безопасной даже одна встреча с Алкоголем и Никотином? И разве можно назвать «малышом» и «слабаком» человека, который, зная о вреде этих веществ, не хочет пробовать их?

Познакомиться с Алкоголем и Никотином вам может предложить и человек, которого вы знаете и к которому хорошо относитесь. Однако принимать его предложение все равно нельзя. Объясните вашему знакомому, что эти вещества очень опасны для здоровья, и вы не хотите причинять себе вред.

Обсуждение: «Чем опасны черные братья».

Задания учащимся:

Вспомните и расскажите о вреде, который наносят здо­ровью человека Алкоголь и Никотин.

Объясните смысл пословиц и поговорок об одурмани­вающих веществах:

Вино пить да курить — здоровью вредить. Попивал да покуривал — все добро прогуливал. Вино да курево в дом — счастье из дома вон.

Ролевая игра: «Умей сказать — нет!».

Ход игры

Учитель предлагает детям рассмотреть изображения раз­личных ситуаций, в которых гномик Почемучка встречается с одурманивающими веществами.

Вместе с детьми обсуждается содержание ситуаций:

1) по­пробовать покурить гномику предлагают его знакомые ребята;

2) гномик Почемучка находится в комнате, где очень много взрос­лых курят;

3) попробовать алкогольный напиток гномику за праздничным столом предлагают знакомые ему взрослые.

Определяется схема поведения в каждой из ситуаций:

1) решительно отказаться и разъяснить опасность курения, при продолжающихся уговорах прекратить общение;

2) вежливо попросить взрослых не курить, при их отказе уйти из комнаты;

3) вежливо отказаться, а при настойчивых уговорах выйти из-за стола.

Совет учителю. Необходимо объяснить учащим­ся, почему в разных ситуациях следует по-разному себя вести. Взрослому не стоит объяснять, почему исполъзование одурманивающих веществ опасно, он уже знает об этом. Сверстникам же об этом можно рассказать, обосновывая причину своего отказа.

При помощи кукол ситуации инсценируются. При этом роль предлагающего попробовать одурманивающий препарат исполняет, используя куклу, учитель.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рассказать своим сверстникам о том, как правильно вести себя в ситуации, когда предлагается одурманивающее вещество.

Тема: ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ К СЕРДЦАМ ЛЮДЕЙ

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЮ: музыкальные фрагменты, соответствующие различным эмоцио­нальным состояниям человека (веселье, тревога, спокойствие, печаль); иллюстрации (репродукции, фотографии) с изображениями различных эмоци­ональных состояний человека.

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

Риск ранней наркотизации и уровень развития коммуника­тивных умений у ребенка тесно взаимосвязаны. Многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками, установле­нии контактов в коллективе. В поисках группы, которая бы их приняла, они могут входить в компании, где распространено ис­пользование одурманивающих веществ.

Одурманивающие вещества нередко служат не только «про­пуском» в определенную компанию, но и используются школь­никами как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен.

В связи с этим особую важность для ранней профилактики наркотизма приобретает развитие у детей навыков социальной адаптации, в том числе и коммуникативных. Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт (проще говоря, знакомиться) с мало­знакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также схемы «позитивного отказа» (уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его).

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

Встречаясь со многими людьми, мы, как в зеркале, отража­емся в них. Улыбка вызывает ответную улыбку, а злое, недо­вольное выражение лица встречается с раздраженной грима­сой. От нашего настроения зависят не только наше здоровье и настроение, но и здоровье и настроение других людей. Делясь со своими близкими радостью, вы тем самым помогаете их серд­цам стучать ровно и весело. Отдавая окружающим часть свое­го плохого настроения, заставляете их сердца грустить. Приветливая улыбка часто помогает совершать самые настоящие чудеса: высушивать слезы у обиженного малыша, снимать сердечную боль у пожилого человека, гасить ссору между дру­зьями.

Хотите узнать несколько секретов, которые помогут вам справляться с плохим настроением?

Если на душе у вас печально и тоскливо, обратитесь за помощью к самым близким для вас людям — родителям, бабуш­ке или дедушке, лучшим друзьям. Расскажите им о том, что вас волнует и тревожит.

Грусть и печаль очень не любят веселой музыки и дви­жений. У вас плохое настроение? Включайте проигрыватель, радио, магнитофон и начинайте танцевать или просто попрыгай­те под музыку.

Ничегонеделанье — спутник плохого настроения. Вы любите читать, мастерить, рисовать, сочинять смешные истории? Как только вам стало грустно, займитесь чем-нибудь интерес­ным. Вы и не заметите, как на вашем лице появится веселая улыбка.

Помните, что Алкоголь и Никотин — близкие друзья плохого настроения. Разрушая здоровье человека, они причиняют ему боль и печаль. Тот, кто познакомился с черными братьями, может совершать множество глупых и нелепых поступков, которые портят настроение не только ему, но и всем окружающим.

Игра: «Мелодии, которые звучат внутри нас»

Ход игры

Учащимся предлагается прослушать музыкальные фрагмен­ты и назвать те настроения, которым они соответствуют.

Затем школьники рассматривают изображения людей, на­ходящихся в различном настроении. По изображениям они дол­жны определить настроение человека.

Вместе с учителем дети перечисляют признаки, которые помогают им определить настроение другого человека (выраже­ние лица, интонация голоса и др.).

Обсуждение: «История Маленького Енота»

Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки в книге и рассказать историю Маленького Енота.

Вопросы учащимся:

Как произошла первая встреча Маленького Енота и «того, кто живет в реке»?

Почему Маленький Енот испугался «того, кто живет в реке»?

Как Маленький Енот пытался победить «того, кто жи­вет в реке», почему ему это не удалось?

Благодаря чему Маленький Енот и «тот, кто живет в реке» подружились?

Совет учителю. Во время обсуждения можно ис­пользовать запись песенки Маленького Енота из мульт­фильма «Улыбка».

Игра: «Поделись улыбкою своей».

Ход игры

Приглашаются учащиеся, желающие принять участие в игре. Каждой группе дастся определенная ситуация. Дети должны пред­ложить схему поведения, позволяющую избежать конфликта, сни­мающую раздражение, обиду у одного из участников ситуации.

Варианты ситуаций:

а) Винни-Пух, Пятачок, Ослик и Сова собираются на празд­ник к Кролику. У всех, кроме Пятачка, есть воздушные шарики. Пятачку тоже хочется держать в руках цветное облачко, и на глазах у него появляются слезы.

б) Буратино услышал тихие всхлипывания и увидел, как на скамейке, свернувшись комочком, плачет Арлекин. «Что с тобой случилось?» — испугался Буратино. — «Ничего, от­стань», — резко ответил Арлекин. Буратино хотел было оби­деться, но понял, что тут нужна его помощь.

Вопросы учащимся:

Объясните, почему так важно уметь угадывать настроение другого человека?

Вспомните и расскажите о том, как ваша улыбка смогла победить плохое настроение близкого вам человека.

Что означает выражение «дарить сердечное тепло»? Как вы можете сделать такой подарок?

Посмотрите внимательно вокруг. Кто из ваших близких особенно нуждается в вашей улыбке? Почему говорят, что пожилым людям внимание окружающих жизнь продлевает?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: придумать и нарисовать торию «Как улыбка дружбу спасла».

3 класс. Тема: СЕКРЕТ ЧЕРНЫХ БРАТЬЕВ

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ учителю: свежий пре­парат клетки лука (о том, как его приготовить, вам расскажет преподаватель биологии); пипетку; фарфоровую ванночку; 10 мл спирта или водки; 10 мл воды; мячик.

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ; тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

Содержание занятий с учащимися третьего класса помимо вопросов, связанных с предупреждением ранней алкоголизации и курения, должно включать темы, непосредственно посвящен­ные профилактике приобщения к наркотическим веществам.

Следует отметить, что информация о наркотиках поступает к детям довольно рано. Большинство 7—8-летних детей уже имеют представление о существовании наркотических веществ, их спе­цифическом воздействии на здоровье человека, его настроение.

Несмотря на то, что средний возраст начала приобщения к наркотическим (токсикоманичсским) веществам приходится на 13-15 лет, формировать негативное отношение к ним следует уже у младших школьников. Однако здесь возникает целый ряд проблем.

Если алкоголь и никотин — вещества, знакомые младшим школьникам (они их видели), то с наркотиками большинство из них реально не сталкивалось («слышали, но не видели»). Это, в свою очередь, создает некий ореол таинственности, загадочности вокруг наркотических веществ. При опросах младшие школь­ники отмечают, что им интересна информация о наркотиках. Од­нако в основном такую информацию они получают от друзей. Родители и учителя обычно считают, что беседовать на подоб­ные темы с детьми еще рано. Неудивительно, что осведомлен­ность детей о наркотических веществах часто носит весьма про­тиворечивый характер. Так, в ходе нашего опроса выяснилось, что треть младших школьников убеждены в том, что единствен­ная проба наркотического вещества «не опасна», наркотики «опас­ны только для детей» и т. д.

Для того, чтобы избежать излишнего любопытства у млад­ших школьников и одновременно дать им необходимые анти­наркотические сведения, в ходе занятий наркотические вещества характеризуются лишь самым общим образом. Они рассматри­ваются в одном ряду с алкоголем и никотином. Такой подход позволяет сформировать у детей представление об абсолютной опасности любых форм наркотизации, недопустимости исполь­зования одурманивающих веществ.

В ходе занятий с третьеклассниками следует уделять вни­мание обсуждению вопросов, связанных с негативным воздей­ствием одурманивания не только на физическое здоровье чело­века, но и на его социальный статус, благополучие. Дети должны осознавать, что приобщение к наркотизации, во-первых, разру­шает здоровье, а во-вторых, мешает достижению человеком успе­ха в жизни.

Ниже мы приводим вариант рассказа учителя, в котором фигурирует третий черный брат - Наркотик. Если же вы решили, что обращение к теме наркомании для ваших подопечных еще преждевременно, то можете «опустить» упоминание о наркоти­ческих веществах. В зависимости от вашего выбора строятся и последующие занятия: обсуждаются все возможные варианты одурманивания, включая наркотизацию, или две его формы — применение алкоголя и курение.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

Вспомните сказку о черных братьях Алкоголе и Никотине. С давних пор они пытаются завоевать мир. Помогает им в этом их третий брат — Наркотик.

На первый взгляд, эти чародеи совершенно разные. Однако раскидывают свои сети, запутывая в них жертву, они совершен­но одинаково. Вот послушайте, как это происходит.

Вывернув свой волшебный плащ наизнанку, приходит кол­дун к человеку.

«Познакомься со мной, - предлагает он. — Я смогу дать тебе то, что никто не даст. Со мной ты забудешь про горе, неуда­чи, а если у тебя радость, то она станет еще больше. Говорят, что я опасен? Ерунда! Посмотри на меня, что во мне опасного? И я не заставляю тебя дружить со мной вечно. Попробуешь один раз, ну, может, два, и хватит. Увидишь, ничего страшного не про­изойдет. Ну, смелее!»

Порой человек не может устоять против такого соблазна. «Действительно, — думают иные, — почему бы не попробовать разок?» Коварные братья лишь этого и ждут. Им нужно любой ценой попасть в организм для того, чтобы разрушить его.

Человек, попавший в сети к дурману, теряет не только здо­ровье, но и волю. Он полностью подчиняется злым чародеям. Его не будут радовать первый зимний снежок во дворе и новая книжка. Он забудет своих друзей, а слезинки на щеках мамы перестанут огорчать его.

Человек, познакомившийся с черными братьями, причиняет вред не только себе, но и близким, самым дорогим для него лю­дям. Действительно, встречаясь с дурманом, он постепенно теря­ет здоровье и силы. А значит, он уже не сможет быть надежной опорой для своих постаревших мамы и папы, не сможет защи­тить своих детей. Наоборот, такой человек постоянно нуждается в чьей-нибудь помощи.

Даже самый маленький глоток алкогольного напитка и даже одна сигарета стоят денег. А это значит, что на дружбу с дурма­ном человек тратит деньги, на которые он мог бы купить подарок близким, украсить свою квартиру, приобрести нужную книгу.

Человек, подружившийся с черными братьями, может стать опасным для окружающих. С ним неприятно и трудно общать­ся. Ведь черные братья способны заставить совершить обман, причинить боль даже близкому человеку.

Если вы хотите сохранить свое здоровье и счастье, никогда не впускайте черных братьев в свою жизнь.

Демонстрация-обсуждение: «Как черные братья раз­рушают организм».

Учитель показывает детям микроскоп, объясняя, что при помощи этого прибора можно рассмотреть «кирпичики» орга­низма — клетки. Детям демонстрируется свежий препарат сре­за лука. Учитель помогает каждому ребенку найти на препарате клетку (сама клетка может быть схематично изображена на дос­ке). Необходимо обратить внимание детей на форму клетки, на­личие у нее оболочки, расположение клеток относительно друг друга.

Учащимся сообщается, что клетка человеческого организма сходна по строению с клеткой растений. Затем на срез лука капа­ют спиртом и через 3-5 мин. препарат вновь помещают под мик­роскоп. Дети должны определить изменения, происшедшие с клет­кой: изменение формы («съеживание»), разрушение оболочек. Учитель объясняет, что такое же действие одурманивающие ве­щества оказывают и на клетки человеческого организма.

Вопросы учащимся:

Можно ли считать небольшую рюмочку или даже гло­ток алкогольного напитка безвредным для организма?

Очень многие люди вокруг курят. Порой они утверж­дают, что это не так уж и опасно, так как ухудшения здоровья они не чувствуют. Правы ли они?

Почему все одурманивающие вещества называют бра­тьями, что между ними общего?

Обсуждение: «Почему так говорят».

Задание учащимся:

Объясните смысл пословиц и поговорок:

Вино с разумом не ладит. Вино пить, табак курить — дурнем быть. Гуляшки да пирушки оставят без подушки.

Игра: «Осторожно, это враги!».

Учитель предлагает детям встать по кругу. Учащиеся должны вспомнить и назвать негативные последствия наркотизации для здоровья человека и его социального статуса.

Учитель бросает мяч кому-либо из учащихся со словами «Черные братья опасны, потому что...» Ребенок должен продол жить фразу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать письмо другу опасности знакомства с черными братьями.

Тема: МЫ СИЛЬНЕЕ ЧЕРНЫХ БРАТЬЕВ

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЮ: «письма от Кукарямбы» (см. текст ниже); мячик; два горшочка с землей; проращенные зерна фасоли; колпак из темной бумаги для одного из горшочков.

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ: см. предыдущее занятие.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

Тот, кто знакомится с чертями братьями, отнимает у себя не только здоровье, но и счастье. Попробуйте представить, чего лишается человек, подружившись с ними. Сможет ли он стать выдающимся ученым? Конечно, нет — ведь его мозг полностью подчинили себе злые колдуны. Раб черных братьев никогда не добьется успехов в спорте — ведь для того, чтобы сражаться на футбольном поле или преодолевать сложную беговую дистан­цию, легкие должны быть чистыми, мышцы крепкими, а сердце здоровым. У того же, кто курит или пьет, мышцы дряблые, серд­це слабое, а легкие грязные от копоти сигарет. Но, может, раб черных братьев достигнет успеха, став знаменитым певцом или актером? Ведь многие считают, что людям этих профессий раз­решается дружить с дурманом. Так ли это на самом деле? Подумайте, долго ли сохранит свой голос красивым и чистым тот, кто курит? А будут ли приглашать сниматься в фильме актрису, у которой дряблая, серая кожа и больной взгляд? (Ведь именно таким становится человек, употребляющий алкоголь или нарко­тики.) Да и вообще, раб черных братьев в любой момент может сорвать концерт или спектакль для того, чтобы встретиться со своими повелителями.

Поклонники дурмана никогда не смогут стать хорошими инженерами и учителями, врачами и летчиками, художниками и писателями. Про них никто не скажет, что они мастера своего дела или что у них золотые руки. А еще они не смогут быть верными, надежными друзьями. На них нельзя положиться в трудную минуту, ведь ими распоряжаются черные братья. Вспоминайте об этом почаще, особенно если вблизи мелькнет плащ колдунов.

Игра-обсуждение: «Вредные советы Кукарямбы».

Ход игры

Учитель предлагает учащимся прочитать «письма», полу­ченные от жителя страны Нездоровье Кукарямбы. Дети должны объяснить, в чем заключается опасность советов Кукарямбы.

Совет первый

Если друг-приятель Толя

Предложил тебе немного «очень вкусного» вина,

Без сомненья соглашайся —

Что тут думать, размышлять?

Ведь вино не просто вкусно —

Это очень-очень нужный и полезный для здоровья человека компонент.

Пусть вначале — только выпьешь

В голове внезапно что-то сильно-сильно зашумит.

Пусть в глазах вдруг потемнеет,

И покажется случайно, что уходит постепенно пол квартиры из-под ног.

Пусть и стол, и стул, и кошка,

Кошка Мурка на комоде, в хороводе закружатся, словно бабочки весной,

Не пугайся: без сомненья, это все идет на пользу.

Лишь представь, что очень скоро

ты совсем похожим станешь на любителей вина.

И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам,

В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.

Хочешь быть на них похожим?

Ну, тогда не сомневайся и, конечно, пей вино!

Совет второй

Если спецразведка папы донесла ему внезапно, что ты пробовал курить,

И в родительском генштабе принимается решенье —

Меры строгие к ребенку не колеблясь применить, —

Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся:

Ведь сейчас диктат не в моде — демократии почет.

Пусть родители считают, что курение опасно —

У тебя другое мненье может быть на этот счет.

Разве это так опасно, что у тех, кто курит,

Часто легкие похожи на прокопченный мешок?

Ну подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья

Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.

Пусть при этом очень сложно сердцу — органу-мотору —

Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.

И совсем не важно то, что у курящих очень быстро

Разрушаются порою зубы белые во рту.

Человеку много ль надо?

Пусть же выпадет десяток,

Остальных надолго хватит — что печалиться, грустить?

Ты запомнил?

А теперь все это четко, смело, не сбиваясь,

маме с папой растолкуй.

Игра: «Кем не сможет стать раб черных братьев».

Ход игры

Учитель предлагает детям встать в круг. Взрослый называ­ет профессию и кидает мяч любому из стоящих в кругу. Ребе­нок, поймавший мяч, должен, используя сведения о негативном влиянии одурманивающих веществ на организм человека, объяс­нить, почему поклонник дурмана не сможет достичь успеха в этой профессии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисо­вать плакат «Кем не сможет стать раб черных братьев».

Совет учителю. Расскажите детям, как можно выполнить задание. Например, в центре плаката помес­тить изображения улыбающихся людей представите­лей различных профессий, а сбоку — портрет грустного и больного - «раба черных братьев».

Тема: ЧТО С РАЗУМОМ НЕ ЛАДИТ

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ учителю: варианты плакатов об опасности одурманивания.

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

На каждом возрастном этапе развития ребенка токсичес­кий эффект наркотизации имеет весьма определенные послед­ствия. Так, в 6-8 лет, когда ведущей деятельностью ребенка яв­ляется игровая, наркотизация приводит к задержке дальней­шего развития, освоения более сложных форм взаимодействия с окружающим миром. На первый взгляд ребенок кажется впол­не активным, деятельным. Но его деятельность непродуктивна, носит сиюминутный характер. В дальнейшем, когда ребенок взрос­леет, становится подростком, юношей, она по существу продол­жает носить игровой характер — вся его активность направле­на на поиски развлечений, смену впечатлений. Он оказывается неспособным ставить перед собой определенные цели и дости­гать их.

В возрасте 9-11 лет у ребенка происходит активное накоп­ление социального опыта: развивается коммуникабельность, формируется представление о поведенческих нормативах и со­циальных ценностях. Вмешательство одурманивающих веществ на этом этапе может привести к развитию социально нестабильной личности. Такие дети очень легко поддаются внешнему дав­лению, не способны выбрать устойчивую жизненную позицию, их поступки носят случайный характер и подчиняются обстоя­тельствам.

Взрослые — учителя и родители - должны четко осознавать опасность, которую таит в себе знакомство ребенка с любым из одурманивающих веществ, и полностью исключить возможность его приобщения к одурманиванию.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

Нет на свете неспособных людей. Кто-то из нас лучше ре­шает задачи по математике, кто-то может писать стихи, а кто-то хорошо рисует. Способности и таланты есть у каждого, важно только раскрыть их в себе и не растрачивать попусту.

Самую большую опасность для способностей человека пред­ставляют алкоголь, никотин и наркотики. Эти вещества губи­тельно действуют на клетки мозга, а значит, постепенно отнима­ют у человека память и внимание, возможность творить и приду­мывать. Такому человеку трудно добиться успеха — жизнь его становится скучной и неинтересной.

Обсуждение: «Вино пить, табак курить — дурнем быть».

Вопросы к обсуждению:

Сможет ли человек, подружившийся с одурманиваю­щими веществами, стать ученым, писателем или просто хорошо учиться?

Какие из перечисленных слов подходят для поклонни­ка дурмана: внимательный, рассеянный, забывчивый, тугодум, сметливый, несообразительный?

Почему про человека, который дружит с Алкоголем или Никотином, говорят, что он растрачивает себя попусту?

Игра: «Посчитаем?»

Ход игры

Учитель предлагает детям решить задачу. Задача. На решение одной задачи уходит 10 мин. Урок длится 40 мин. Каждая выкуренная сигарета увеличивает вре­мя решения в 2 раза. Сколько задач за урок успеет решить гномик Здоровячок, который не курит, и гномик Почемучка, который выкурил 2 сигареты?

Совет учителю. После решения задачи обсудите полученные результаты. Обратите внимание детей на то, что человек, использующий одурманивающие вещества, не только растрачивает свои способности, но и может стать причиной несчастья другого человека.

Обсуждение: «Почему так говорят».

Учащимся предлагается объяснить смысл пословиц и пого­ворок об употреблении человеком алкоголя и курении:

Вино голову клонит. Хмель шумит, ум молчит. Кто курит, тот сам себя губит.

Совет учителю. Попросите детей объяснить, по­чему человек, который использует одурманивающие веще­ства, не сможет добиться успеха в жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисо­вать плакат-предупреждение «Что с разумом не ладит».

Тема: ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ - ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ учителю: текст сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

В процессе роста и развития у ребенка формируется мно­жество различных привычек полезных и вредных. Полезные привычки позволяют человеку аффективно использовать время, сохранять и укреплять здоровье. В младшем школьном возрас­те они формируются довольно легко и сохраняются на всю жизнь. Однако их воспитание невозможно без целенаправленной дея­тельности взрослого, который должен контролировать соблюде­ние установленных правил, подкреплять его похвалой, поощре­нием.

Вредные привычки детей часто являются результатом не­осознанного подражания взрослым. К вредным привычкам, ока­зывающим мощнейшее разрушительное воздействие на физи­ческое и психическое здоровье человека, относятся курение и употребление алкоголя. Как правило, их основы закладывают­ся в детстве, когда дети, играя во взрослых, изображают, как они «курят» или «пьют вино». Такие подражательные дей­ствия глубоко фиксируются в памяти ребенка и в дальнейшем способны привести к реальному приобщению к одурманиванию.

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ

У каждого человека в течение жизни вырабатывается мно­жество самых разных привычек. Одни из них помогают нам. Например, тому, кто привык вставать ежедневно в 7 часов, не нужен будильник — ведь внутри него всегда вовремя прозвенит веселый колокольчик: «Динь, динь, пора вставать». Тот, кто при­вык все свои вещи всегда класть на место, не будет в спешке переворачивать вверх дном квартиру в поисках нужной книги, ручки или тетради. А тому, кто каждый день в одно и то же время садится за письменный стол, не нужно заставлять себя учить уроки — его организм заранее настроится на работу. Все эти привычки полезные.

Но, к сожалению, многие из нас могут «похвастаться» и вредными привычками. Кто-то имеет обыкновение подолгу не­житься в постели и поэтому постоянно опаздывает в школу. Кто-то привык все трудные и не очень занимательные дела от­кладывать «на завтра», из-за этого ему часто приходится устра­ивать настоящий аврал, чтобы справиться с ворохом накопивше­гося. А как трудно приходится тому, кто привык врать! Ведь ему, бедняжке, нужно постоянно помнить свои небылицы, иначе он может очень легко попасть в смешное и неудобное положение.

Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек — дело долгое и кропотливое: изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень лег­ко пускают корни. Стоит лишь дать им небольшую поблажку: один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть по­жалеть себя — и человек сам не заметит, как быстро он станет их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других — в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед труд­ностями и опасностями — в труса. И наоборот, полезные при­вычки награждают своего хозяина замечательными качествами - трудолюбием, смелостью, милосердием.

Среди самых опасных привычек, которые способны разру­шить здоровье человека, — дружба с алкоголем, никотином, наркотиками. Даже одна-единственная встреча человека с ними гро­зит большой бедой. Дело в том, что ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом. Поэто­му человек привыкает все свои неприятности и радости делить не с родителями, семьей, друзьями, а с опасным зельем. Но стоит ли доверять таким друзьям?

Обсуждение: «Как "вырастить" привычку».

Учитель предлагает детям прослушать отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (утро Маленького принца).

Вопросы для обсуждения:

Расскажите о замечательной привычке, которую Малень­кий принц «вырастил» в себе.

Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? Можно ли баобабы сравнить с плохи­ми привычками, который человек побеждает каждый день в са­мом себе? Почему?

Какие «баобабы» приходится выкорчевывать каждый день вам?

Почему человека называют хозяином полезных привы­чек и рабом вредных?

Совет учителю. При обсуждении ответа на пос­ледний вопрос обратите внимание детей на то, что полезные привычки человек формирует сам долго и упор­но, а плохим подчиняется быстро и порой не в силах им сопротивляться.

Как вы понимаете пословицы:

Посеешь привычку — пожнешь характер. Труд человека кормит, а лень — портит.

Обсуждение; «"Здоровые" и "нездоровые" при­вычки»

Вопросы для обсуждения:

Какие привычки помогают человеку сохранить и укре­пить здоровье?

Расскажите, какие полезные привычки, помогающие со­хранить здоровье, есть у вас?

Совет учителю. Следует обязательно обсудить значение следующих привычек: прием пищи в одно и то же время, ежедневные гигиенические процедуры, выполне­ние зарядки, преодоление раздражения, неприязни.

Какие привычки разрушают здоровье человека и поче­му?

Представьте себе, что у вашего друга есть привычки, которые вам не нравятся: он часто говорит неправду; он курит, встречаясь со своими старшими друзьями; он обычно опаздыва­ет на встречу; он носит кепку задом наперед. Имеете ли вы пра­во настаивать на том, чтобы он изменил какие-то из этих привы­чек и какие именно?

Игра: «Замени!»

Ход игры

Учитель называет какую-то из вредных привычек, дети дол­жны найти противоположную ей — полезную. Например: лень — трудолюбие, трусость — храбрость и т. д.

Совет учителю. Особое внимание уделите об­суждению альтернатив одурманиванию. Подчеркните, что привычка «делить досуг» с одурманивающими вещества­ми лишает человека очень многого интересного и важного в жизни. Попросите детей объяснить смысл пословицы! «Река начинается с ручейка, а пьянство — с рюмочки».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать иллюстрации к сказке «Маленький принц».

Тема: УМЕЙ СКАЗАТЬ — НЕТ!

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЮ: текст повес­ти М. Твена «Приключения Томя Сойера».

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ

Как уже было сказано, предварительное «проигрывание» схем поведения в ситуации возможного наркогенного зараже­ния обеспечивает формирование у младшего школьника устой­чивости к наркогенному давлению Среды. Однако в связи с тем, что с возрастом происходит усиление внешнего наркогенного давления, сами ситуации становятся все более разнообразными, усложняются и поведенческие схемы, осваиваемые детьми. Если в 7-8 лет они, главным образом, были направлены на избегание ситуации как таковой, то в 9-11 лет предполагается освоение элементов активного вмешательства в ситуацию наркогенного заражения.

Дети должны четко представлять границы и формы такого вмешательства. Допустимой для младшего школьника считает­ся попытка убедить своего ровесника — одноклассника, друга — отказаться от использования наркогенного вещества. При этом школьник должен уметь аргументировать свою антинаркогенную позицию, используя значимые для своего собеседника до­воды.

Детям необходимо дать представление о «сигналах трево­ги» - признаках ситуаций возможного наркогенного зараже­ния, когда попробовать наркогенный препарат предлагает ком­пания незнакомых подростков, незнакомый взрослый человек и т.д.


скачать файл | источник
просмотреть