obwest.ru

23.11.17
[1]
переходы:49

скачать файл
Через душу А

"Страшный мир" в лирике А. А. Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не

только по системе отображения жизни, но и по духу ее

восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта

способность осталась у него на всю жизнь.

Через душу А. Блока прошли все потрясения его

времени. Лирический герой его произведений заблуждался,

радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к

людям, путь к воплощению в своем творчестве

человеческих радостей и страданий.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей

идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все

овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося

чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью

чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир

Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой,

к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в

своем стремлении ощутить полноту жизни лирический

герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья,

красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который

назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в

этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим кабинетом А. Блока станет город -

петербургские площади и улицы. Именно там родятся

мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит

неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир

социальной несправедливости, мир социального зла.

Оттуда, из "жолтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-

то людей считает в тишине", идущих на фабрику. Это

хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа.

Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех,

кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве

Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного

страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти

люди еще и унижены: "И в жолтых окнах засмеются, что

этих нищих провели". И от этого страдания лирического

героя усугубляются.

Тема униженного обездоленного человека получает

свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной

дороге". Железная дорога здесь это образ-символ. Перед

нами железная дорога жизни, лишенная доброты,

человечности, духовности. По этой дороге едут люди,

мелькают в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным

взглядом", безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву

некошенном", образ униженной женщины, раздавленной

колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот

эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике

Блока, - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа,

уничтоженного "страшным миром".

Картины этого бездуховного мира проходят перед

читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики",

"испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные

лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится

жить лирическому герою. Все это туманит сознание

человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок.

Но вот появляется Незнакомка: Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять,

кто перед ним, он пытается разгадать его тайну. Для него

это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь -

некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение

перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И

лирический герой видит "берег очарованный и

очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но

стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю

иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю:

истина в вине") .

Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в

стихотворении "Я пригвожден к трактирной стойке". Его

"душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пьяна... ".

Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной

усталости: Я пьян давно. Мне все равно.

Вон счастие мое - на тройке В сребристый дым

унесено...

"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе

лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы

прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его

поэма "Соловьиный сад". Как жить? Куда идти? "Наказанье

ли ждет или награда? " Вот вопросы, которые пытается

решить для себя лирический герой поэмы. Образ

соловьиного сада - это тот мир красоты, добра, счастья,

который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический

герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема

дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад

проникают звуки окружающего мира: Заглушить рокотание

моря Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что

душа не может не слышать, а совесть не даст возможность

обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в

жизнь, полную труда, лишений, обездоленности: Я вступаю

на берег пустынный, Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома,

навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в

соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает

мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и

душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание

невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта

глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как

герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока,

жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не

жалеет того, что он сделал.

Наверное, поэтому и финал жизни самого

Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его

лирический герой, принесет себя в священную жертву во

имя новой жизни и новой России.

скачать файл | источник
просмотреть