obwest.ru

23.11.17
[1]
переходы:54

скачать файл
Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА

ПРОЛОГ



СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ

Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик. Бут начинает в каком-то смысле «очень рано»; затем, как только его идеи прояснятся, он должен решать неприятную задачу: что ему выбросить. Коломб, заядлый планировщик, пишет дюжину планов и два-три «предварительных конспекта». Уильямс пробует столько же вариантов, сколько Бут и Коломб, но в уме; он пишет по ходу, но начинает серьезный черновик только тогда, когда имеет некоторое целостное представление. Вам тоже необходимо найти для себя наилучший способ, как начать свой черновик.

Вы можете подготовиться к этому моменту, если пишете конспекты, аналитические и критические замечания с самого начала работы над проектом. Вы узнаете о своей готовности, если:

  • вы представляете, как выглядят ваши читатели, почему их должна волновать ваша проблема; вы имеете представление о том характере, который вы хотите предъявить им;

  • вы можете наметить вопрос, определяющий пробел в знании или понимании, который вы хотите заполнить, и ответ на одно-два предложения;

  • вы можете наметить поддержку для вашего утверждения: ваши главные доводы и факты;

  • у вас есть представление о тех видах вопросов, альтернатив и возражений, которые, вероятно, будут предложены вашими читателями, и вы можете ответить на них;

  • вы знаете главные основания, которые вы должны сформулировать, а возможно, и поддержать.

Когда опытные авторы полагают, что они готовы начать черновик, они знают, что им не удастся прошагать, как на параде, прямо к окончательному продукту. Они знают, что будут попадать в тупики, но и делать открытия, а может быть, даже переосмыслят весь свой проект. Они допускают, что многое из их первоначального изложения окажется в папках или мусорной корзине, и поэтому они начинают пораньше, чтобы оставить себе время для правки. Именно тогда они будут обдумывать, является ли то, что они знают, тем, что в конечном счете сумеют сказать.

В Уроке 12 мы проведем вас через процесс планирования и написания черновика вашего отчета, затем, в Уроке 13, через не менее трудную задачу исправления его организации. В Уроке 14 мы объясним, как «презентовать» весь ваш проект с помощью введения, которое побуждает читателей читать ваш отчет более внимательно. В Уроке 15 мы расскажем, как ясно представить сложные данные в визуальной (графической) форме. Наконец, в Уроке 16 мы разберем проблемы ясного и конкретного стиля изложения.

Крайний срок наступает слишком быстро, заставляя нас мечтать еще об одном месяце, неделе или даже всего одном дне. (Мы трое «сражались» со сроками, когда готовили первое издание этой книги и снова — работая над этим изданием.) В самом деле, есть некоторые исследователи, которые не способны окончить свою работу; они думают, что должны продолжать ее до тех пор, пока их отчет, статья, диссертация или книга не станут совершенными. Ни одного такого совершенного документа никогда не существовало, и не будет существовать. Все, что вы можете сделать, — это постараться максимально приблизить ваш отчет к идеалу с учетом времени, имеющегося в вашем распоряжении. Работая над ним, мысленно говорите себе:

Приложив все мои силы, вот что я считаю истиной — не всей или окончательной истиной, — но истиной, важной для меня и, я надеюсь, для вас, истиной, которую я поддержал настолько всесторонне, насколько время и мои способности мне позволили, так чтобы вы могли найти в моей аргументации веские доводы рассмотреть ее, даже принять ее и, возможно даже, пересмотреть то, что вы считаете истиной.

ПОДСКАЗКА: ПЛАНИРОВАНИЕ

План может быть полезен, а может оказаться помехой. Мы трое помним, как, будучи студентами, мучились над составлением планов с римскими цифрами, каждый уровень — со своим отступом, каждому подзаголовку «А» всегда соответствует подзаголовок «Б». (Конечно, мы, как правило, сначала писали работу и только потом «планировали» ее, а после утверждали, что делали все наоборот.) Одним авторам необходим подробный план; другим — формальный план кажется слишком подробным. У Бута есть папка с двадцатью одним планом, которые на протяжении семи с лишним лет исправляли изложение одной из его книг. Коломб использовал почти столько же планов для своей первой книги, но он взял за правило с каждым новым черновиком уничтожать предыдущий. Уильямс составил план своей книги по истории английского языка на обратной стороне конверта. В самом деле, разные виды планов полезны на разных этапах процесса планирования: важно делать различие между планами, основанными на темах, и планами, основанными на идеях, и знать, когда полезен каждый из них.

План, основанный на темах, состоит не из законченных высказываний, а из имен существительных и именных словосочетаний.

I. Введение: Компьютеры в учебном процессе

II. Применение компьютеров

а) Лабораторные занятия

б) Семинарские занятия

III. Контрольные исследования

а) Исследование А

б) Исследование Б

IV. Выводы

Подобный набросок может направить самое начало вашей работы над черновиком, если вам кажется, что вы знаете, что именно хотите сказать в каждой его части.

Но как только вы начали писать черновик, вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях.

  1. Введение: Ценность компьютеров в учебном процессе неопределенна.

  2. Разное их применение дает разные результаты.

а) Все применения увеличивают гибкость.

б) Объединенные в сеть компьютерные классы обеспечивают взаимодействие между студентами.

в) На семинарских занятиях компьютеры не улучшают обучение.

III. Исследования показывают, что преимущества правки на компьютерах ограничены.

а) Исследование А: авторы более многословны.

б) Исследование Б: авторам нужен распечатанный на бумаге экземпляр, чтобы эффективно вносить исправления.

IV. Выводы: Слишком рано говорить, насколько сильно компьютеры улучшают обучение.

а) Слишком мало надежных экспериментальных исследований.

б) Слишком короткая история, слишком много учебных программ, которые совершенствуются.


План этого вида помогает увидеть, сочетаются ли ваши идеи между собой. Возможно, вам не удастся создать его до тех пор, пока вы не закончите черновик, но чем раньше вы сумеете составить его, чтобы проверить свою аргументацию, тем лучше. Если вы отдаете предпочтение визуальному мышлению, изложите ваш план как «доску объявлений», поместив каждую идею и ее поддержку на отдельной карточке или странице (см. с. 157). Многие авторы лучше «схватывают» структуру, когда они могут буквально разложить ее на столе или развесить на стене. (Это особенно полезно, когда вы работаете в группах.)


УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ

И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

Если вы следовали нашим советам, то вы уже написали многое, что должно помочь вам начать первый вариант вашего черновика. Но если у вас трудности с тем, как начать его, этот урок должен помочь вам, работаете ли вы над своим первым или двадцать первым исследовательским проектом.

Нет ничего легче, чем отложить написание вашего черновика «на потом» — Почитаю еще неделю, думаете вы, еще день, еще час; вот только допью эту чашку кофе и я буду готов, чтобы все обдумать еще раз и начать писать. И в дальнейшем, пожалуй, не будет ничего, что доставит вам столько огорчений. Письменное изложение — тяжелая работа, более тяжелая, чем чтение еще одной статьи или даже десятка статей. Но когда-нибудь вы должны начать, и вам будет это легче сделать, если у вас будет подробный план. Фактически вы уже составили его, если собрали элементы вашей аргументации так, как мы предлагали в последних уроках. От этого плана всего один маленький шаг до первого варианта вашего черновика.


12.1. ПОДГОТОВКА

К НАПИСАНИЮ ЧЕРНОВИКА

Если вы сначала обдумаете свое изложение, а затем набросаете предварительный план, работа над черновиком пойдет быстрее и даст лучший результат. Те из вас, кто просто садятся за стол и пытаются придумать первое слово, а потом следующее, рискуют столкнуться с явлением, которое называется «писательский блок», когда вы не можете писать совсем или, что хуже, начинаете по капле ронять слова, расплывающиеся в бесформенные абзацы. Но, прежде чем вы начнете планировать черновик, вам следует поразмыслить над тем, зачем и как вы его будете писать.


12.1.1. ЧЕРНОВИК-ИССЛЕДОВАНИЕ

И ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ЧЕРНОВИК

Опытные авторы часто начинают писать до того, как они узнают точно, что они собираются сказать, но они также знают, что первый вариант их черновика является всего лишь черновиком-исследованием и что многое из того, что они пишут, не сохранится. Поэтому они начинают пораньше и планируют внести множество исправлений. Риск незапланированного изложения-исследования заключается в том, что вы можете так и не перейти к серьезной работе над черновиком до того, как крайний срок заставит вас сдать все, что у вас накопилось. Черновик-исследование может помочь вам открыть предметы, о которых вы не могли даже подумать, но он неэффективен, если у вас есть время только на один-два варианта черновика. Если вам необходимо быстро получить окончательный вариант, вы должны писать черновик целенаправленно.

12.1.2. ДВА СТИЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД ЧЕРНОВИКОМ

«Быстрый и неряшливый». Многие авторы, как только составят план, начинают писать настолько быстро, насколько быстро они способны перемещать авторучку или нажимать на клавиши компьютера. Не заботясь о стиле и даже о ясности, и меньше всего — о безукоризненной грамматике, они стремятся сохранить поток своих идей. Если какой-либо раздел «топчется на месте», они отмечают место, где это произошло, сверяются со своим планом и продолжают писать. Если изложение идет гладко, они не заботятся о включении цитат или сносок: они записывают ровно столько, сколько необходимо, чтобы знать, что им следует добавить позднее. Затем, если они «застрянут», им есть чем заняться: добавить ссылки, вписать длинные цитаты, убедиться, что библиография включает все источники — делать все, что угодно, лишь бы отвлечься от того, что блокирует их, не уводя в то же время от задачи; они дают возможность своему подсознанию поработать над данной проблемой. Или отправляются на прогулку.

«Медленный и аккуратный». Другие авторы умеют писать только одно отшлифованное предложение за другим. Если вы не можете представить себе более быстрого — но и более грубого — стиля, смиритесь с этим. Но помните: чем больше мелких деталей вы доводите до совершенства вначале, тем меньше возможностей у вас будет поменять их местами позднее. Если вы попытаетесь внести крупномасштабные исправления, вы столкнетесь с большими трудностями, потому что даже небольшое изменение может потребовать больше попутных изменений, чем остается времени на это. Поэтому, если вы пишете одно отшлифованное предложение за другим, составьте подробный план, который подскажет вам, куда идти и как туда добраться, а затем периодически отслеживайте свое продвижение.

Каков бы ни был ваш стиль, создайте «ритуал» вашей писательской деятельности. Установите ежедневные нормы времени и страниц. Ритуально поправьте ваш рабочий стол, усядьтесь поудобнее, заточите карандаши или загрузите компьютер, отрегулируйте настольную лампу. Не проверяйте электронную почту и не входите в Интернет. Твердо придерживайтесь своего решения сидеть за столом положенное время, независимо от того, будут ли приходящие вам в голову слова казаться золотыми или заурядными.


12.2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЧЕТЫРЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

Проблемы с организацией первого варианта черновика у начинающих исследователей часто возникают оттого, что они учатся тому, как писать, одновременно узнавая, что им писать. В этих борениях они хватаются за первый приходящий им в голову принцип организации черновика. Мы опишем несколько надежных планов чуть ниже, но сначала объясним, каких четырех планов следует избегать, потому что они парализуют ваше индивидуальное мышление.

12.2.1. НЕ ОРГАНИЗУЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ

Начинающие исследователи в своих письменных работах часто повторяют буквальные формулировки своего задания. Поступайте так, только если ваше задание требует этого и только если вы не можете придумать ничего лучшего. Если задание просит вас сравнить А с Б, не думайте, что ваша работа должна состоять из двух частей — одна для А, другая для Б, и только в этом порядке. Если вы повторите ваше задание слово в слово в первом же абзаце, ваш преподаватель, вероятно, сочтет, что вы не добавили ни одной собственной идеи, как в примере ниже.

Задание преподавателя:

Разные теории восприятия по-разному учитывают участие познания в обработке сенсорной информации. Некоторые ученые утверждают, что информация достигает мозга напрямую, другие — что органы восприятия подвержены познавательному воздействию. Сравните две-три теории визуальной, акустической или тактильной перцепции, которые занимают разные позиции по этой проблеме.

Первый абзац студенческой работы:

Разные теории визуальной перцепции по-разному учитывают роль участия познания в обработке сенсорной информации. В этой работе я сравню две теории визуальной перцепции, одна из которых...


12.2.2. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ ОБОБЩЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ

Когда вы незнакомы с предметом, легко соскользнуть в обобщение (конспектирование) и цитирование, особенно если вы начинаете с «истории вопроса». Наихудшая форма этого называется «с миру по нитке» — сшивание вместе цитат из дюжины источников в форме, которая в очень незначительной степени отражает ваше собственное мышление. Вас почти неизбежно упрекнут: Это всего лишь конспект, никакого анализа. В некоторых областях требуется, чтобы вы изучили то, что сказали другие, но ваш преподаватель и в этих конспектах-обобщениях все равно будет искать вашу точку зрения, свидетельства работы над источниками вашего мышления.

«С миру по нитке» особенно рискованно, если вы выполняете большую часть вашего исследования, опираясь на Интернет. После того как вы «скачали» несколько цитат, графиков, таблиц и гистограмм, нет ничего проще, чем поместить их все в ваш текст, добавив несколько слов-связок. Но опытные преподаватели научились определять такие коллажи из веб-страниц, и поэтому вам не удастся провести большинство из них.

Если вы выполняете полевое исследование, не просто сообщайте наблюдения или повторяйте цитаты из опросов. В нем тоже должен быть виден ваш личный «вклад» на протяжении всего отчета — в тех способах, с помощью которых вы отбирали и использовали ваши данные. Пользуйтесь своими наблюдениями, чтобы поддержать ваш анализ, а не заменить его.


12.2.3. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ТЕМ ВАШИХ ДАННЫХ

Легко организовать отчет вокруг очевидных тем, таких, как те люди и предметы, о которых вы пишете. Но лучше разместить данные в более «аналитические» категории, категории, созданные вашим собственным изучением данной темы. Допустим, вы пишете о снах и воображении у Фрейда и Юнга, фокусируясь на социальных и биологических переменных. Вы можете «ухватиться» за такую очевидную организацию вашей работы: первая половина о Фрейде, вторая — о Юнге, поскольку их имена узнаваемы и данные могут быть разделены на две простые категории. Но этот порядок помешает читателям увидеть, каким образом вы проанализировали эти данные в контексте вашего утверждения. Если вы утверждаете: Сны в большей степени зависят от биологических переменных, воображение от социальных, тогда организуйте ваш отчет не вокруг Фрейда и Юнга, и даже не вокруг социальных и биологических переменных, а вокруг снов и воображения.


12.2.4. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ РАССКАЗА О ВАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ

Немногие читатели заинтересуются скрупулезным отчетом о том, что вы нашли, препятствиях, которые вы преодолели, о новом направлении, в котором вы двинулись, и как вы затем нащупали ответ. Вы увидите признаки этой проблемы в таком языке, как Первый вопрос, который я рассмотрел, был..., Затем я сравнил... Выделите каждое предложение, которое относится больше к выполнению вашего исследования, чем к его результатам; больше к актам вашего мышления и письменного изложения, чем непосредственно к вашим идеям. Если вы выделили довольно много таких предложений, то вы, скорее всего, не поддерживаете свое утверждение, а рассказываете историю о том, как вы его нашли. Вычеркните все, что не помогает читателям «ухватить» вашу аргументацию, а затем реорганизуйте то, что осталось. В лабораторном исследовании не «закапывайте» ваши результаты в пошаговом описании лабораторной работы. Когда вы описываете свой метод, ваш вклад должен быть виден именно в том, как вы отобрали только подходящие к делу (соответствующие) детали.


12.3. ПЛАН ЧЕРНОВИКА

В общем, прежде чем вы сформируете план, потратьте какое-то время на «категоризацию» и «перекатегоризацию» своих данных, с тем чтобы помочь себе найти точку зрения, которая наилучшим образом отразит ваш образ мыслей и поможет увидеть его читателям. Какие категории наилучшим образом отразят структуру ваших доказательств? Воспользуйтесь ими, чтобы организовать аргументацию. Вы можете даже найти утверждение более интересное, чем то, которое вы предложили сначала. Читая о ниже следующих шагах, не предполагайте, что вы должны делать их строго в указанном порядке; сделайте их все, но таким способом, который отвечает вашим потребностям.


12.3.1. РЕШИТЕ, ГДЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШУ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ

Если у вас есть представление о вашей главной идее, выразите ее как можно конкретнее, затем решите, где сформулировать ее в первый раз. Практически говоря, у вас есть выбор только из двух вариантов:

  • во введении — в конце или ближе к концу;

  • в выводах — в начале или ближе к началу.

Этот выбор крайне важен, потому что он формирует социальный контракт с вашими читателями. Если вы формулируете главную идею (то, что мы называли вашим главным утверждением, когда рассказывали об элементах аргументации) в конце введения, вы говорите читателям: Отныне вы контролируете чтение этого отчета. Вы знаете в общих чертах мою проблему и ее решение. Вы можете решить, как и стоит ли вообще читать дальше. Читателям не придется гадать, каково ваше утверждение, но если оно серьезно, они захотят узнать, каким образом вы поддерживаете его. С другой стороны, если вы ждете до выводов, чтобы сформулировать вашу главную идею, вы установите отношения с читателями, в большей степени контролируемые вами: Читатели, вы последуете за мной через весь отчет, рассматривая каждый пункт, который я предлагаю, в порядке, который я выбрал, до самого конца, где я изложу вам мои выводы. Вы заставляете читателей выяснять, куда их ведут ваши факты, как в детективе.

Большинство читателей исследовательских отчетов (или фактически большей части нехудожественной литературы) предпочитают видеть главную идею пораньше — в конце введения, потому что это дает им максимальный контроль над собственным чтением и помогает лучше понять сообразность (соответствие) всего, что идет дальше. В самом деле, во многих областях стандартные формы отчетов требуют следовать структуре «идея сначала»; к ним относятся авторефераты, которые сообщают главную идею и обобщают ее поддержку. (Некоторые авторефераты, однако, обобщают только проблему и методологию; см. с. 238—240.)

В других областях, однако, стандартные формы требуют, чтобы вы помещали главную идею в разделе, называемом Выводы. Если вы следуете этой форме, читатели по-прежнему должны знать, куда направляется ваш отчет. Поэтому во введении дайте им представление о направлении (они могут, конечно, сразу «перепрыгнуть» к выводам, прочесть их и начать чтение еще раз или отложить ваш отчет в сторону).

ИДЕИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, ОТВЕТЫ И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВАШИХ САМЫХ ВАЖНЫХ МЫСЛЕЙ

В Части II мы пользовались понятиями ответ и решение, чтобы указать на предложение или предложения, которые решают вашу центральную проблему. В Части III мы пользовались термином утверждение, чтобы указать на предложение или предложения, которые составляют центральное высказывание, поддерживаемое вашей аргументацией. Ответ, решение и утверждение — это, как правило, одно и то же предложение. Эти понятия также указывают на главное утверждение вашего отчета (некоторые авторы также пользуются понятием тезиса). Мы пользуемся разными понятиями для одного и того же предложения потому, что каждое понятие определяет его под разным углом зрения. Большинство письменных работ, исследовательских или нет, высказывают идеи — сначала главную идею, центральную для работы в целом, а затем промежуточные идеи, центральные для каждого раздела и абзаца. В исследовательском отчете ваша главная идея является также вашим главным утверждением, а ваши промежуточные идеи —доводами. Ваша главная идея/утверждение также отвечает на ваш вопрос или формулирует решение вашей проблемы.


12.3.2. СПЛАНИРУЙТЕ РАБОЧЕЕ ВВЕДЕНИЕ

Некоторые авторы не пишут последних слов своего отчета, пока не напишут его первые слова; наряду с планом большинство из нас нуждается в рабочем введении, которое укажет верное направление. Вы должны быть готовы исправить его, возможно, даже отказаться от него, но для ваших ближайших задач оно должно быть максимально конкретным (вернитесь к с. 147—150). Наименее продуктивно введение, которое всего лишь объявляет тему:

Настоящее исследование — о порядке рождения и успехах среди недавних иммигрантов.

Лучше создать небольшой контекст, затем кратко сформулировать ваш вопрос и указать, почему он важен, а затем ответить на него, если ответ вам известен. Если у вас нет решения, попробуйте охарактеризовать тот вид решения, которое вы надеетесь найти.

Вот эти четыре шага по отдельности:

Говорят, что старшие сыновья в белых семьях из среднего класса больше зарабатывают, дольше сохраняют рабочее место и сообщают о большем удовлетворении от своей работы. контекст

Но ни одно исследование не рассматривало недавних иммигрантов из Юго-Восточной Азии с целью выяснить, не повторяют ли они ту же модель. Если эта модель не действует, мы должны понять, действует ли какая-то иная модель, почему она иная и в чем состоят ее следствия, вопрос

потому что только тогда мы сможем понять, каким образом модели успехов и неудач в других этнических общинах отличаются от этих же моделей в европейских общинах следствия вопроса

Предполагаемая модель, похоже, распространяется на все этнические группы, особенно на группы из Вьетнама, но она отчасти зависит от того, как долго семьи находятся в США и каков был их экономический уровень до прибытия в США.гипотетический ответ

Это введение лишь намечает проблему и указывает направление ее решения, но его достаточно, чтобы вы отправились в путь. В окончательном варианте вашего черновика вы исправите его так, чтобы оно сформулировало более ясное и более полное представление о проблеме и решении, которое вы предлагаете (мы рассмотрим введения подробно в Уроке 14).

Если вы «застряли» всерьез с тем, как начать ваш черновик, вернитесь к Уроку 4 (с. 80—82) и воспользуйтесь трехступенчатой моделью оттуда:

В этой работе мы рассмотрим корреляцию между экономическим успехом и порядком рождения среди недавних иммигрантов из Юго-Восточной Азии, тема чтобы определить, действует ли для них та же самая модель, которая действует для коренных американцев. вопрос1 Это даст нам возможность объяснить, каким образом семейное происхождение и национальность влияют на социальную мобильность в разных культурах. вопрос 2

Если вы решили объявить вашу главную идею пораньше, сформулируйте ее здесь, в конце введения. Затем, по мере дальнейшей работы над черновиком, сверяйтесь с ней, чтобы удостовериться, что ваша аргументация по-прежнему поддерживает ее. Если вы решили отложить вашу идею до выводов (вам нужно иметь очень веские доводы, чтобы сделать это), закончите рабочее введение вашей идеей в любом случае. Затем, занимаясь правкой, вы удалите ее, заменив ее «идеей-трамплином», о которой мы расскажем в Уроке 14.


12.3.3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТА

В некоторых областях вы можете спланировать вашу аргументацию в традиционной, предписанной форме. Типичный порядок для экспериментальной письменной работы, следующий: Введение — Методы и материалы — Результаты — Обсуждение — Выводы. Если читатели в вашей области рассчитывают увидеть подобные формы, у вас небольшой выбор того, как вам организовать вашу аргументацию. В других областях, однако, вам необходимо найти свою собственную форму. Вот стандартный план, подходящий для отчета, в котором вы разместили вашу главную идею в конце введения:

1. Наметьте необходимые детали, определения, условия. Как только вы получите рабочее введение, решите, что вашим читателям следует знать и понять, прежде чем они смогут понять суть вашей аргументации. В зависимости от области вам, быть может, придется изложить вашу проблему и определить термины, проанализировать важные основания, установить границы вашего проекта, поместить вашу проблему в более широкий исторический или социальный контекст и т.д.

Эта «история вопроса» должна быть краткой, иначе вы рискуете получить нецеленаправленный и не подходящий к делу конспект. Не позволяйте этому конспекту доминировать над вашим отчетом. Не следует подробно конспектировать сюжет пьесы или романа, все недавние исследования по вашей теме, исторический фон какого-либо события и т.п. Сообщайте ровно столько деталей, сколько необходимо, чтобы читатели поняли специальные термины, исследования, которые повлияли на ваше исследование, и главные факты по вашей теме. Если ваша «история вопроса» больше двух-трех страниц (даже это может оказаться слишком много), закончите ее краткой сводкой того, что вы хотите, чтобы читатели «взяли» с собой, когда они перейдут к основной части вашей аргументации. Затем подумайте о замене этого раздела его конспектом.

2. Найдите оптимальный порядок изложения доводов и фактов. Некоторые области требуют, чтобы отчет, построенный на экспериментах, имел отдельный раздел, называющийся Результаты или Полученные данные. Именно там вы сообщаете ваши данные. Если, однако, вам необходимо спланировать отчет вокруг последовательности доводов, вы обычно формулируете ваш довод, а затем излагаете поддерживающие его факты. Некоторые авторы сначала излагают факты, как в своего рода детективе, но принятый порядок — сначала довод, затем факты.

Намного сложнее найти оптимальный порядок изложения доводов. Если ваша аргументация опирается на последовательность параллельных доводов, попробуйте расположить их в разном порядке. Легче отказаться от неудачных вариантов сейчас, чем исправить их позднее. Вы сумеете сделать это легче всего, если распечатаете ваш план как «доску объявлений» с каждым главным доводом в верхней части отдельной страницы. Добавьте поддерживающий материал, в частности факты, отведя им, если необходимо, несколько страниц (соедините их степлером). Затем попробуйте разные комбинации и разный порядок, помня о том, что нужно вашим читателям. Вы можете воспользоваться несколькими принципами, которые опираются на то, что знают и понимают ваши читатели.

  • От старого к новому. В общем, читатели предпочитают двигаться от того, что они знают, к тому, чего они не знают. Принимайте этот принцип как руководство к действию, когда вы «застряли»: начинайте с того, что знакомо вашим читателям, и двигайтесь к незнакомому.

  • От более короткого и более простого к более длинному и более сложному. Читатели также предпочитают встречать более короткие и менее сложные доводы до того, как они встретят доводы более длинные и более сложные. Начинайте с элементов вашей аргументации, которые читатели поймут легче всего. Самые легкие части, скорее всего, окажутся также и самыми знакомыми.

  • От бесспорного к более спорному. Как правило, читатели легче двигаются от вопросов менее спорных к более спорным. Если ваше главное утверждение полемично, вы можете предложить несколько вариантов аргументации, чтобы поддержать ее; начните с варианта, который читатели примут с наибольшей вероятностью.

Рассмотрите также следующие варианты:

  • хронологический порядок;

  • логический порядок — от факта к утверждению, и наоборот;

  • сначала уступки и условия, затем возражения, которые вы можете опровергнуть, затем ваш собственный поддерживающий факт, или наоборот.

К сожалению, эти критерии конкурируют между собой: то, что некоторые читатели понимают лучше всего, — это взгляды, которые противоположны вашим, но которых они придерживаются с завидной твердостью; то же, что вы считаете решающим доводом, может оказаться новейшим и чрезвычайно спорным утверждением. Тут мы не можем предложить никаких надежных правил, только варианты для сравнения. Всеми вашими суждения ми должен руководить следующий верховный принцип: что должны ваши читатели знать сейчас, прежде чем они смогут понять то, что появится позднее?

Кстати, этот принцип о раннем формулировании идей приложим также к главным разделам и подразделам. Читатели предпочитают находить главную идею раздела в его первых нескольких предложениях. Если они смогут обойтись и без нее, они все равно нуждаются в одном-двух предложениях, чтобы получить представление о том, что они вот-вот начнут читать.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНОГО ПОРЯДКА

Рассчитывайте испробовать несколько вариантов порядка, прежде чем найдете нужный. Мы это делали. Уроки, которые вы читаете, идут в другом порядке, чем в первом издании, потому что некоторые читатели говорили нам, что в первоначальном порядке они «не текли». Помимо других изменений мы переместили урок на самую трудную тему — основания — в конец Части III, так что, если этот урок обескуражит читателей, они, по крайней мере, уже прочтут о других элементах аргументации. Но в изменении этого порядка не было ничего нового: мы уже испробовали более дюжины вариантов при написании черновика первого издания (и до сих пор не сделали этого как следует).

3. Разместите признания и ответы. Постарайтесь признать наиболее важные вопросы и возражения там, где, по-вашему, у читателей они возникнут, и постарайтесь ответить на них.

  • Если вся ваша аргументация оспаривает кого-то, кратко изложите чужую аргументацию во введении. Затем, в основной части вашей аргументации, расскажите о ней более подробно. Изложив ее, вы сможете проработать ее шаг за шагом.

  • Если вы полагаете, что у читателей может появиться альтернатива во время чтения, но вы хотите закончить какую-либо мысль, прежде чем признать эту альтернативу, кратко признайте ее, закончите свою мысль, затем вернитесь к этой альтернативе и ответьте на нее.

  • Если вы полагаете, что у читателей появится альтернатива только после того, как они поймут нечто, тогда же и признайте ее.

  • Если существует несколько возможных альтернативных решений вашей проблемы, вы можете спланировать вашу аргументацию так, чтобы последовательно ставить и снимать их, оставив ваше решение в качестве окончательного варианта.

Как нам справиться с глобальным потеплением? Одни предлагают, чтобы мы не обращали на него внимания. объяснение. Но это не выход, потому что...

Другие говорят, чтобы мы воспользовались им, адаптировавшись к более теплым условиям. ... объяснение Но это тоже не выход, потому что...

На другом полюсе те, кто требуют, чтобы мы прекратили все выбросы СО2. ... объяснение Но это непрактично, потому что...

Ни одна из этих альтернатив не подходит к данной проблеме ответственно. Единственное решение — это...

4. Разместите основания. Как только вы решите, формулировать вам основания или нет, вы должны решить, где их разместить. Вообще говоря, формулируйте основания до того, как вы предложите ваше утверждение и поддерживающий его довод. Чего не хватает в следующем примере?

Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордского университета ничего не добавляли к своим подписям, довод большинство из них должны были быть простолюдинами. утверждение

Если только вы не эксперт по социальной истории елизаветинской Англии, эта небольшая аргументация не имеет смысла.

Она стала бы яснее каждому (даже экспертам), если бы она предварялась основанием:

В Англии конца XVI столетия только немногие мужчины, называв шиеся «джентльменами», могли подписывать свое имя с добавлени ем «мистер», и только сын джентльмена мог добавлять «эсквайр». основание Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордского университета ничего не добавляли к своим подписям, довод большинство из них должны были быть простолюдинами. утверждение

Если вы полагаете, что вам необходимо основание, чтобы заставить ваше главное утверждение четко соответствовать вашему важнейшему доводу, сформулируйте его в вашем отчете пораньше; если же вы полагаете, что читатели могут усомниться в нем, постройте аргументацию, поддерживающую его.

Вы также можете сформулировать основание после конкретного утверждения и поддерживающего его довода, как своего рода риторическое украшение, завершающее данную аргументацию на «высокой ноте»:

Нам следовало предполагать с самого начала, что Томас Джефферсон имел связь со своей рабыней Салли Хэмингс хотя бы только потому, что об этом было так много свидетельств современников. довод В конце концов, нет дыма без огня. основание

К этому моменту вы, возможно, отсеете уже немало данных, поскольку те покажутся вам неподходящими. Это не означает, что вы впустую потратили время, собирая их. Исследование напоминает добычу золота: откапываешь много, отбираешь мало, остальное выбрасываешь. Даже если весь этот материал никогда не появится в вашем отчете, он послужит безмолвным фундаментом того знания, на котором покоится ваша аргументация. Эрнест Хемингуэй однажды сказал, что вы не узнаете о том, хорошо ли вы пишете, пока не начнете выбрасывать то, что, по вашему мнению, хорошо — но не так хорошо, как то, что вы оставляете.


12.4. ЛОВУШКА, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО: ПЛАГИАТ

При написании черновика может произойти самая большая неприятность для исследователя. Вы заполняете страницы или экран компьютера множеством хороших слов, забыв при этом, что вы заимствовали эти слова у кого-то другого. Очень немногие исследователи занимаются плагиатом преднамеренно, но каждый честный исследователь тем не менее должен серьезно задуматься об этом именно потому, что большая часть плагиата неумышленна. Порой это происходит тогда, когда автор ясно не представляет, что цитировать и когда. (Если у вас есть сомнения, попросите совета у вашего преподавателя.)


При написании черновика может произойти самая большая неприятность для исследователя. Вы заполняете страницы или экран компьютера множеством хороших слов, забыв при этом, что вы заимствовали эти слова у кого-то другого. Очень немногие исследователи занимаются плагиатом преднамеренно, но каждый честный исследователь тем не менее должен серьезно задуматься об этом именно потому, что большая часть плагиата неумышленна. Порой это происходит тогда, когда автор ясно не представляет, что цитировать и когда. (Если у вас есть сомнения, попросите совета у вашего преподавателя.)

Большинство авторов, которые допускают плагиат неумышленно, делают это потому, что они небрежно вели заметки (перечитайте с. 109—124). Видный историк Дорис Кирнс Гудвин была публично опозорена, когда открылось, что она скопировала в свои книги сотни, если не тысячи слов, написанных другими людьми. В свое оправдание она утверждала, что, ведя свои заметки, она пренебрегала тем, чтобы помечать цитаты как цитаты. Несколько человек согласились с ее доводами; многие — нет. Если кто-то, столь же знаменитый, как Гудвин, может заниматься плагиатом неумышленно, каждый автор должен делать все возможное, чтобы этого избежать.


ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ПЛАГИАТ - ЭТО ВОРОВСТВО

Студенты могут не осознавать всей глубины вреда, наносимого преднамеренным плагиатом — проблема, которую мы рассмотрим в Части V. Не верится, чтобы они не понимали, что занимаются плагиатом, когда они покупают или копируют чужую письменную работу и сдают ее как свою собственную. Но в мире, где мы перемещаем данные с такой легкостью, студенты приобретают диковинные представления о собственности. Коломб однажды имел дело со студенткой и студентом, которые сдали идентичные работы по одному и тому же курсу в разных группах. Студентка, будучи уличена, призналась, что она скопировала работу; показанную ей этим студентом. Услышав это, студент возмутился, жалуясь на то, что она не имела права копировать его работу. Выяснилось, однако, что сам он взял эту работу из архива своего студенческого братства1. По его мнению, эта работа была «его» на том основании, что члены братства имеют право сдавать работы из его архива как свои собственные!


12.4.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАГИАТА

Вы занимаетесь плагиатом, когда умышленно или неумышленно используете чьи-то слова или идеи, но не ссылаетесь на этого человека, заставляя читателей думать, что эти слова ваши. Здесь, однако, имеются трудности, потому что разные области проводят границу между честным использованием источников и плагиатом в разных местах. Во всех областях — вы занимаетесь плагиатом, когда используете слова или идеи источника, не ссылаясь на него. В большинстве областей — вы занимаетесь плагиатом даже тогда, когда ссылаетесь на источник и при этом используете его слова точь-в-точь, однако без кавычек или блочного цитирования. Но в праве допускается использовать точные слова судебного решения без кавычек, если вы ссылаетесь на него. В других областях — вы занимаетесь плагиатом, когда пересказываете источник настолько близко, что любой человек, поместивший вашу работу рядом с этим источником, увидит, что вы не могли написать то, что вы написали, не имея этого источника перед собой. Но во многих точных науках исследователи обыкновенно сообщают результаты исследований друг друга, используя слова, очень сходные с оригиналом. Поэтому, если вы не знаете, каков стандарт плагиата в вашей области, будьте осмотрительны и называйте источник как можно полнее.


12.4.2. НЕ ДОПУСКАЙТЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПЛАГИАТА СЛОВ

Всякий раз, как вы используете точные слова источника, остановитесь. Затем

  • поставьте кавычки до и после них, или создайте блочную цитату (см. Подсказку в конце этого урока);

  • запишите слова точь-в-точь, как в источнике (если вы что-то меняете, используйте квадратные скобки и многоточие, чтобы указать изменения);

  • дайте ссылку на источник.

Если вы пропускаете первый или последний шаг, умышленно или неумышленно, вы занимаетесь плагиатом.


12.4.3. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПЛАГИАТА ИДЕЙ

Вы занимаетесь плагиатом и тогда, когда используете чьи-то идеи и не ссылаетесь на этого человека. Вы бы занимались плагиатом, если бы писали о проблемах, используя понятия из Урока 4, не дав ссылку на нас, даже если бы вы изменили наши слова, назвав условия, скажем, категориями, а ущерб издержками. Если вы пишете несколько страниц, опираясь на работу другого человека, не откладывайте упоминание об этом факте до сноски в конце вашей письменной работы (как делал один исследователь с некоторыми работами Уильямса и Коломба): сошлитесь на эту работу заблаговременно.

Непростая ситуация возникает тогда, когда вы пришли к какой-то идее самостоятельно, но позднее узнали, что кто-то другой уже задумывался о ней до вас. В исследовательском мире приоритет значит не все, но многое. Если вы не дадите ссылку на этот более ранний источник, вы рискуете навести читателей на мысль, что вы плагиатор, хотя на самом деле это и не так.

Еще более сложная ситуация возникает тогда, когда вы используете идеи, широко известные в вашей области, как мы неизбежно делаем это здесь. (Как бы мы сослались на те тысячи источников, где приводится общеизвестное утверждение о том, что ваши письменные работы должны быть хорошо организованы?) Иногда идея бывает настолько знакомой, что все знают, кому она принадлежит, и о вас могут подумать как о наивном человеке, если вы дадите ссылку на ее автора. Например, вы можете упомянуть Крика и Уотсона, когда рассказываете о спиральной структуре ДНК, но вы не сошлетесь на их статью, сообщающую об этом открытии. В других случаях вы можете знать, что идея является общеизвестной, частью «фонового знания» в вашей области, но не знать, кто первым опубликовал ее. А поскольку вы не можете проверить все, что вы пишете, еще меньше — найти, это один из тех случаев, в которых даже самые дотошные студенты могут оступиться. Все, что мы можем сказать: когда сомневаетесь, спросите вашего преподавателя и давайте ссылки везде, где можете.


12.4.4. КОСВЕННЫЙ ПЛАГИАТ СЛОВ

Труднее определить плагиат, когда вы обобщаете или пересказываете источник. Это не одно и то же, но переход между первым и вторым настолько незаметный, что вы можете даже не узнать, в каком месте вы соскользнули с обобщения в пересказ, а затем, перейдя черту, — в плагиат. Каковы бы ни были ваши намерения, близкий пересказ может считаться плагиатом, даже когда вы ссылаетесь на источник.

Например, следующий абзац — это плагиат того, что вы только что прочитали, так как он пересказывает наш текст очень близко:

Трудно определить плагиат, когда идет речь об обобщении и пересказе источника, и хотя они отличаются, граница между ними размыта, так что автор может не знать, когда он обобщает, пересказывает или занимается плагиатом. Как бы то ни было, очень близкий пересказ — это плагиат, даже когда имеется ссылка на источник.

Следующий абзац — на границе:

Тяжело определить грань между обобщением, пересказом и плагиатом. Вы рискуете получить плагиат, когда пересказываете источник очень близко и даже не думаете о плагиате и ссылаетесь на источник.

Слова в обоих этих вариантах следуют оригиналу настолько близко, что любой внимательный читатель сможет увидеть, что автор мог написать их, только одновременно читая оригинал. Вот обобщение первого абзаца на безопасном расстоянии от границы с плагиатом:

Согласно Буту, Коломбу и Уильямсу, авторы иногда занимаются плагиатом неосознанно, так как полагают, что обобщают источник, когда на самом деле они его очень близко пересказывают — действие, которое считается плагиатом даже тогда, когда производится ненамеренно и имеется ссылка на источник (с. 222-223).

В областях, которые используют много прямых цитат, таких, как история и литература, близкий пересказ рискован.

Вот простой способ, как избежать неумышленного плагиата: пересказывайте ваш источник только после того, как эти слова профильтровались через ваше собственное понимание их. Затем, когда вы пишете, не смотрите в источник, а смотрите на экран своего компьютера или на страницу своего собственного текста.


12.5. СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

Наибольшее отличие между опытными авторами и начинающими заключается в их отношении к первому варианту черновика. Начинающие исследователи воспринимают его как триумф (чем он и является): Готово! Изменю это слово, поставлю эту за пятую, запущу проверку орфографии и выполню команду <Печать>! Опытные исследователи принимают его как вызов: У меня есть набросок, теперь наступает черед трудной, но и многообещающей работы открытия того, что может получиться из него. Они знают, что теперь, более чем когда-либо еще, они должны постараться увидеть свой отчет так, как его увидят их читатели. А это означает исправление первого (второго, третьего...) варианта черновика, что составит тему нашего следующего урока.


ПОДСКАЗКА:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИТАТ И ПЕРЕСКАЗА

В каждой области исследователи должны сообщать о том, что написали другие люди. Но практика вашей области предопределит, как именно вы это будете делать.


КАК ЦИТИРОВАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

В точных, естественных и некоторых социальных науках исследователи редко цитируют источники непосредственно; они в основном пересказывают их и ссылаются на них. Они делают название источника составной частью своего собственного предложения только в том случае, если этот источник важен и они хотят обратить на него внимание читателей.

Несколько процессов было предложено в качестве причин ассоциативно-подготовительного эффекта. В своем фундаментальном труде Майер и Шваневельдт (1971, с. 232) предложили две причины: автоматически (без участия внимания) распространяющуюся активацию и смену локализаций. Совсем недавно был изучен еще один ассоциативно-подготовительный процесс (де Гроот, 1984).

Автор счел Майера и Шваневельдта достаточно важными, чтобы назвать их непосредственно, но ограничился ссылкой на де Гроота в скобках в качестве второстепенного источника.

В гуманитарных и некоторых социальных науках исследователи иногда пересказывают источники, но чаще цитируют их. В вашем распоряжении — три способа.

1. Введите цитату с помощью двоеточия или в составе придаточного предложения.

Пламб описывает администрацию Уолпола в понятиях, которые напоминают понятия системы патронажа в американских городах: «Сэр Роберт был первым английским политиком, который понял, как использовать преданность людей, чьи единственные заслуги состоят в том, что эти люди находятся у него на содержании» (с. 343).

Пламб описывает администрацию Уолпола в понятиях, которые напоминают понятия системы патронажа в американских городах. Он утверждает, что «Сэр Роберт был первым английским политиком, который понял, как использовать...»

2. «Вплетите» цитату в ваше собственное изложение, но убедитесь, что грамматический строй вашего предложения соответствует грамматическому строю цитаты.

Пламб описывает администрацию Уолпола в понятиях, которые напоминают понятия системы патронажа в американских городах, когда он рассказывает о том, как Уолпол сумел «использовать преданность людей, чьи единственные заслуги...»

Джеймсон никогда не был удовлетворен решением Трибунала, и он часто «жал[овался]... что кое-что нужно изменить» (1984, с. 44).

Обратите внимание, что квадратные скобки указывают на вставки, а многоточие — на пропущенные слова.

3. Выделите цитаты длиной более трех строк в «блочную цитату». Делая это, убедитесь, что цитата связана с тем, о чем шла речь до этого, а непосредственно перед ней или после нее вы ясно указали, зачем вы ее приводите.

После 1660 года английские моралисты жаловались, что стремлениями людей управляют деньги и материальные блага, что, конечно, не было новостью. Но они отмечали новую форму «мещанской добродетели», которая предлагала материальные стимулы за хорошее поведение. Шефтсбери писал:

Людей больше не призывают показывать естественное преимущество честности и добродетели. ... Они сделали добродетель такой «мещанской» и говорят так много о ее достоинствах, что уже почти невозможно понять, в чем она, в конце концов, состоит и что заслуживает вознаграждения, (с. 135)


КОГДА ЦИТИРОВАТЬ, А КОГДА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

Мы не можем предложить вам строгих правил, когда и сколько цитировать или пересказывать. Если вы будете предлагать очень много цитат или ссылок, то создастся впечатление, что вы предлагаете очень мало вашей собственной работы; если будете предлагать очень мало цитат, то читатели могут подумать, что ваши утверждения не имеют поддержки, или же они не смогут увидеть, каким образом ваша работа соотносится с работами других людей. Вот несколько практических правил:

Используйте прямые цитаты:

  • когда пользуетесь чужой работой в качестве источника первичных данных;

  • когда хотите опереться на их авторитет;

  • когда конкретные слова вашего источника имеют значение, так как


  • эти слова были важны для других исследователей;

  • вы хотите сфокусировать внимание на том, как источник излагает предмет;

  • слова источника особенно выразительны и значимы;

  • вы спорите с источником и хотите изложить его позицию объективно.


Пересказывайте ваши источники:

  • когда результаты и данные интересуют вас больше, чем то, как их выразил источник;

  • когда вы сами можете сказать то же самое более ясно.


Не цитируйте только потому, что это делать легче, или потому, что вы думаете, что у вас нет авторитета говорить за ваш источник. Наполняйте вашу аргументацию собственными утверждениями, доводами и фактами.


1 Студенческая общественная организация, членом которой можно стать только по специальному приглашению.

скачать файл | источник
просмотреть