obwest.ru

23.11.17
[1]
переходы:46

скачать файл
Приобщение школьников к традиционной народной культуре

«Игротека-2012»


Номинация: Народные праздники.












Игровая программа

«День Наума-грамотника»



Автор: Белова Любовь Александровна,

учитель физики и математики, руководитель кружка «Народная мудрость»

МОУ «Батранская основная

общеобразовательная школа»

Череповецкого района

Вологодской области









2012

Цель: Приобщение школьников к традиционной народной культуре. Участники: Мероприятие подготовлено членами кружка «Народная мудрость» для учеников 6-8 классов школ Зашекснинского округа Череповецкого района. Время проведения: 14 декабря. Место проведения: Музей крестьянского быта Батранской школы. Домашнее задание командам: 1. Вспомнить русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке. 2. Для участия в игровой программе выучить народные частушки.

На мероприятие приглашены работники Дома культуры: директор, художественный руководитель, библиотекарь, гармонист.



























Ход мероприятия.

I. Вступительный блок.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы сегодня собрались, чтобы отпраздновать День Наума - грамотника. Ведущий 2: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной - случай берегут; В домашних трудностях - утеха, И в дальних странствах - не помеха. Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском шуму, наедине, В покое сладки и в труде. (М. В. Ломоносов)

Ведущий 1: В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто с Покрова, кто с 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума - грамотника… Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем - приходским дьячком. Поднимали детей в этот день рано, приговаривали:

Ведущий 2: Просыпайтесь ранехонько, Умывайтесь белехонько, В Божью церковь собирайтесь! За азбуку принимайтесь!

Ведущий 1: Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока. Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. А мать ученика должна была плакать и просить учителя не морить сына за грамотой. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.

Ведущий 2: В старину учились дети - Их учил церковный дьяк, - Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В как Веди, Г - Глагол. И учитель для науки По субботам их порол.



Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке

Ведущий 1: В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум», «Батюшка Наум, наведи на ум»…

II. Конкурсный блок.


Ведущий: Мы начинаем конкурсную программу, посвящённую дню Наума - грамотника. Команды школ в составе 6 человек прошу занять места на своих лавочках. Места в жюри прошу занять директора, художественного руководителя и библиотекаря сельского Дома культуры.


1-й конкурс: Назовите русские народные пословицы и поговорки о грамоте, учении и науке. За каждую пословицу присуждается по одному баллу.

( Команды по очереди называют пословицы).

Возможные варианты ответов:

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

« На уроках нельзя есть, а то заешь выученное» «Книгу следует закрывать после учения, а то все позабудешь» «Пророк Наум и худой разум наведет на ум»

«Ученье - свет, а не ученье - тьма»

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

«Неученый что слепой - веди куда хочешь»

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»

«Тяжело в ученье - легко в бою»

«Век живи, век учись»

«Сытое брюхо к ученью глухо»

«Добро того учить, кто слушает»

«Чтение - лучшее учение».







2 конкурс: Старинные задачки.

Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ - 1 балл. Если команда не даёт ответа, могут отвечать другие команды.

1. В погребе 5 мышей ели сыр. Кот схватил 1 мышь. Сколько мышей осталось доедать сыр? (0) 2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку и вытянули. Сколько глаз видели репку? (12)

3. Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)

4. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)

5. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков он сделал? (12)

6. Один ослик нес 10 кг сахара, а другой нес 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (одинаково)

7. В комнате 4 угла. В каждом углу сидели кошки. Напротив каждой кошки сидели 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)

8. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом зацвели 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (0)

9. Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (Дед, отец, сын)



3 конкурс. Вспомни пословицу.



1. С чем сравнивает чужую душу пословица? (с потемками)

2. Что в воде не тонет и в огне не горит? (правда)

3. Что будет, если поспешишь? (людей насмешишь)

4. Что в мешке не утаишь? (шила)

5. Что не сделать без труда? (не вытащишь и рыбку из пруда)

6. Чем красна изба, если не углами? (пирогами)



4 конкурс. «Глаголом жечь сердца людей»

Подберите глагол, который согласуется с двумя названными существительными. Например, слова «футбол» и «рояль» объединяет слово «играть». За правильный ответ - 1 очко.

  1. Овощи, пожар (тушить)

  2. Голова, суп (варить)

  3. Икра, молот (метать)

  4. Преступник, дерево (сажать)

  5. Цена, собака (кусаться)

  6. Работа, чайник (кипит)

  7. Известь, свет (гасить)

  8. Корабль, печка (топить)

  9. Сигарета, автомат (стрелять)



5 конкурс. «Туесок».



Все игроки команд делятся на пары и встают друг против друга. В берестяном туеске находятся бумажки с написанными на них словами. Каждый игрок достаёт бумажку из туеска и объясняет напарнику значение этого слова, не употребляя однокоренных слов. На объяснение даётся 30с. Если слово отгадано, бумажка остаётся у играющего, если нет - кладётся обратно в туесок. Итоги конкурса подводятся по количеству бумажек, собранных командой.

( слова могут быть объединены общей темой, например «народный календарь», для данного мероприятия были подобраны слова на школьную тематику)

Пример: На бумажке написано слово «перемена». Объяснение может быть таким: «перерыв между уроками» и т.п. Иногда достаточно одного слова, чтобы вызвать нужные ассоциации у напарника.



6 конкурс. «Перевёртыши»

В известном выражении слова заменены на другие слова, имеющие противоположный смысл. Задача - восстановить первоначальный смысл.

  1. Терпеть не могу засуху в конце августа. («Люблю грозу в начале мая»)

  2. Добрые уши смешнее бронежилета. («Злые языки страшнее пистолета»)

  3. Много фунтов алкоголя возрождают быка. («Капля никотина убивает лошадь)

  4. В пустыне зачах баобаб («В лесу родилась ёлочка»)

  5. Глухонемые старики всегда врут («Устами младенца глаголет истина»)

  6. Обжорство - не племянник. («Голод - не тётка»)

  7. Лето, барыня скорбя. («Зима. Крестьянин торжествуя..»)

  8. Время разлуки сохранить можно («Место встречи изменить нельзя»)

9. Ползут ловко велосипедисты внутри барханов («…бегут неуклюже пешеходы по лужам»)

Ведущий. Наша конкурсная программа закончена. Жюри подводит итоги.

Команды награждаются дипломами и сладкими призами.

Просим всех за стол. Приятного аппетита!

III. Чаепитие.





IV. Игровой блок. «Как играли наши бабушки».



Ведущий: Приглашаем всех гостей в круг для проведения игр. Мы сегодня научим вас играть в народные игры, покажем самые любимые из них.

1. «Кузовок»

Ведущий: Клади в кузовок всё на «ок», обмолвишься, кладёшь залог. Я положу поясок, а ты что?

( Играющие должны назвать слова, оканчивающиеся на «ок». Если слово не придумано, кладётся в кузовок фант. После обхода всех играющих, разыгрываются фанты. Ведущий просит исполнить частушки, скороговорки, поплясать и т.д.)



2. «Хороню я золото»


По считалке выбирается главный водящий, который будет руководить ходом игры. Он выбирает ещё двух водящих, первый «хоронит» колечко, второй - смотрит. Все играющие садятся на лавку, складывают ладошки на коленях. Первый водящий, пока все играющие поют песню, должен спрятать в чьих-то ладошках колечко, задача второго - подсмотреть, кому положено кольцо.

Текст песенки: Хороню я золото,

Чистое серебро,

Кот, ищи, коток, ищи,

А не будешь искать,

Будем плёткой стегать.

Если играющих много, песню можно спеть несколько раз. Когда песня закончилась, второй водящий должен угадать, у кого кольцо. Если не отгадает, главный водящий его бьёт ремнём. Если с трёх попыток колечко так и не найдётся, водящий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Соседи могут задержать игрока, у которого находится кольцо, и тогда игра начинается сначала с теми же водящими. Если же кольцо найдено, то первый водящий садится на лавку, второй - «хоронит», а смотрит тот игрок, у которого нашли кольцо.


3. «Щи варить».

В круг встают пары и каждая подымает руки, делая таким образом воротца. 1-2 пары становятся водящими. Когда гармонист начинает играть, их задача пробежать в любые воротца и встать на место прежней пары. Если музыка заканчивается, то все опускают руки (закрывают воротца) и те, кто остался в кругу штрафуются - поют частушки.

4. «Растяпа»

Все играющие парами встают в круг как для игры в «Третий лишний». Водящий стоит в кругу. Под музыку первые номера идут плясать в круг, вторые остаются стоять на месте. Когда гармонист прекращает игру, первые должны встать за спину вторых. Кто остался без пары - водит. Все остальные играющие хором говорят: «Раз, два, три, растяпа будешь ты!». Теперь вторые номера идут плясать, и игра продолжается. Если игрок остаётся водить во второй раз, ему говорят: «Раз, два, три, четыре, пять, растяпа ты опять!», а если в третий: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа ты совсем!».


5. «Полено».

Это любимая игра учеников нашей школы. В неё играли наши бабушки и дедушки в старом школьном здании, стараясь согреться на переменах в школе было очень холодно.

Все играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга ставится «на попа» полено. Под гармошку играющие начинают кружиться вокруг полена и стараются затащить соседа на полено. Кто собьёт полено, выбывает из игры. Если двое разнимут руки во время игры, то выбывают оба. Игра ведётся до победы одного игрока.


6. «В ремешок»

Это тоже одна из любимых игр. Все играющие садятся на лавку. На стуле, стоящем посредине комнаты, лежит ремешок. Водящий берёт его и ударяет им одного из игроков. Задача водящего - положить ремень обратно на стул и успеть занять место игрока, которого он выбил. Задача того, успеть стукнуть ремешком водящего, пока тот не сел на его место.



Ведущий:

Дорогие друзья! Мы надеемся, что вам понравилось у нас в гостях. Мы приглашаем вас на святочные беседы с гаданиями, на проводы Масленицы, а на будущий год - на Покров и на Кузьминки. До новых встреч!


















Литература:

  1. Месяцеслов. Народные приметы, обычаи, поверья/ сост. Н.М.Голь. - М.: АСТ; СПб.: Сова,2005, 286с.

  2. А.Л.Минаев. Игры, игрушки на лесной опушке. - Вологда, 2005. - 164с.

  3. А.В.Кулёв, И.А.Кулёва. Народный музыкальный фольклор. Программа, сборники текстов. Самиздат, с.Воскресенское Череповецкого района, 1996г.

  4. http://ltnb.ru «Волшебная академия» - детский учебно-развлекательный портал.

4


скачать файл | источник
просмотреть