obwest.ru

19.11.17
[1]
переходы:43

скачать файл
Время – 80 минут


Урок - семинар « Путешествие по шкале

электромагнитных излучений»

Время - 80 минут.

Урок завершает большую тему «Электромагнитные волны».

Цели урока:

  • Образовательные:

  • сравнение, обобщение, систематизация и расширение знаний о различных видах электромагнитного излучения.

  • Развивающие:

    • Продолжить формирование у учащихся любознательности и интереса к изучаемому материалу, способности сравнивать, обобщать изученные факты и явления, совершенствование умения работать с научно-популярной литературой и осуществлять информационный поиск.

Оборудование:

Демонстрационная шкала электромагнитных волн, приборы: ртутно-кварцевая лампа, лампа с ультрафиолетовым излучением; рентгеновские снимки, на столах «Диагностические карты» (для заполнения), карточки, тесты.


Ход урока

  1. Вводное слово учителя

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Это мудрое изречение принадлежит венгерскому радиохимику Дьёрдью Хевеши (1885-1966). Так пусть же и ваши мыслящие умы почувствуют себя сегодня счастливыми, оттого, что им удастся собрать воедино информацию о разных видах электромагнитных излучений, изученных на уроках

Если частоты или длины волн отложить в определенном масштабе на горизонтальной оси, то мы получим шкалу электромагнитных волн. Она олицетворяет, говоря словами поэта Ф.И.Тютчева, «Невозмутимый строй во всем / Созвучье полное в природе ...». Мы начинаем свое мысленное путешествие по этой шкале.

Задание всему классу. Путешествуя по шкале, вы должны

  1. ответить на вопросы:

    • В чем сходство и различие отдельных видов электромагнитных излучений?

    • Какие количественные изменения порождают изменения качественные (какие именно)?


  1. заполнить диагностическую карту, которая у вас на столах.


Обратимся к психологическому тесту, Он — на доске; это большой цветной спектр. Каждый из вас должен выбрать в начале и конце урока цвет, который будет соответствовать вашему рабочему настроению. Имейте в виду: яркие цвета (красный, оранжевый) означают вашу активность, добрый настрой; холодные (синий, фиолетовый) — пассивность, мрачность.

(Отмечу интересный момент: на мой вопрос в начале урока, «Какой цвет вам больше нравится?» лишь 13 учащихся из 23 в классе выбрали яркие цвета, а в конце урока таких ответов было уже)



Путешествие по шкале начинается!

Мы в пути. Вот наш маршрут.

Первый перегон — низкочастотные колебания. Отмечу, что они создаются в окружающем пространстве проводами, по которым протекает переменный ток частотой - в 50 Гц, практическое применение отсутствует. Они имеют очень большую длину волны - 6000 км.

Второй — радиоволны.

Третий перегон — инфракрасное излучение.

Четвертый — видимый свет.

Пятый перегон — ультрафиолетовое излучение.

Шестой — рентгеновское излучение.

На каждом перегоне будут звучать ваши краткие сообщения,

II. Слушаем, смотрим, думаем, обсуждаем.

Заслушивали выступления учащихся по всем видам излучений, сделанные по дополнительной информации о свойствах и применениях разных излучений.

(Эта часть урока называлась также «За страницами школьного учебника».)

Были показаны в действии отдельные приборы.

Сделаны в ходе обсуждений выводы о сходстве и различии электромагнитных волн разных диапазонов.

Сходства выявлены такие:

  • все виды волн имеют общую электромагнитную природу;

  • источником их являются периодические изменения векторов Е и В;

  • распространяются, в том числе в вакууме, с одинаковой скоростью и прямолинейно;

  • обнаруживают способности отражаться, преломляться, дифрагировать.


-

Различия установлены такие:

  • разная частота;

  • разное биологическое действие и воздействие на человека

  • разная способность взаимодействовать с веществом;

  • разная способность вызывать люми­несценцию;

  • чем короче длина волны, тем боль­ше проявляются квантовые свойства.

Выводы записали.

  1. Электромагнитные излучения и здоровья человека.

Заслушали ряд информации о воздействии электромагнитных излучений на организм человека; в чем их польза и вред, какие существуют способы защиты от вредных излучений.

Сообщая об ультрафиолетовом излучении, ребята говорили о его пользе и способах защиты, рекламировали косметический прибор «Фотон», работающий на этом излучении;

много слов было сказано в адрес рентгеновского излучения, прозвучала реклама рентгенкабинета местной поликлиники;
в связи с радиоволнами звучали слова о радиозагрязнении окружающей среды, воздействии их на человеческий организм приводились факты и цифры по Иркутской обл. и нашему району

IV. Подводим итоги

Были выставлены оценки за презентации, публикации, сообщения. Выводы записали . и проведено заполнение диагностичес­ких карт. Завершен психологический тест.

ровье человека Заканчивала урок я словами Л.Н.Толстого: «Наука вовсе не трудна и не тяже-

она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, обаяние точности, полноты и системы».

скачать файл | источник
просмотреть