obwest.ru

23.11.17
[1]
переходы:77

скачать файл
Программа Г.С

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

Программа Г.С. Меркина, 5 класс

2010-2011 учебный год. Учитель С.В. Боровлёва


Тема, изученный материал

ТЛ

1

Введение.

Книга - твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель.


2

Миф и мифология

Миф, легенда, предание

3

Античный миф: происхождение мира и богов. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев: «Рождение Зевса», «Олимп».

Мифологический сюжет, мифологический герой

4

ХКК. Легенды и мифы Дальнего Востока


5

Гомер. «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Мифологический персонаж

6

Истоки УНТ, его основные виды.

Загадки, пословицы, поговорки, иносказание, антитеза, антонимы

7

Загадки

8

Пословицы, поговорки.

9

Сказки. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые).

10

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал.

Присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения.

11

Сказочные образы.

Нравственная проблематика сказки «Царевна-лягушка»: добрая и злая сила в сказках.

Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей.

12

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф, сходства и различия.

Образ животных; образ-пейзаж.

13

Сказки и мифы Дальнего Востока.


14

Из древнерусской литературы.

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Начальное понятие о древнерусской литературе.

15

Из «Повести временных лет». («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел автора). Нравственная позиция автора.


Летопись.

16

Басни народов мира.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица». Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность и др.

Басня, притча, эзопов язык, мораль,

тропы, аллегория, сравнение, гипербола.

17

Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Раскрытие характера персонажей: глупость, жадность и др. Элементы дидактизма в басне.

18

Русские и баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Основные темы басен - пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество.

В.К.Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».

А.П.Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».

М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе.

«Случились вместе два Астронома в пиру…». Бродячие сюжеты в баснях. Своеобразие пафоса басни (комические и поучительные элементы). Связь басни с научной деятельностью писателя.

19

А.И.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к книге. Басня «Ворона и Лисица».


20

А.И.Крылов. Басни «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова.


21

Из литературы XIX века.

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».


22

Образы природы в стихотворениях Пушкина «Зимняя дорога», «Бесы».

Первое представление о пейзажной лирике.

Риторическое обращение.

23-24

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи.

Фольклорные элементы.

Литературная сказка

25

Литературная сказка и её отличие от фольклорной. Добро и зло в «Сказке…». Чувства благодарности; верность, преданность, зависть, подлость. Отношение автора к героям.

26

«Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.

Богатство выразительных средств.

Поэма

27

Ритм, рифма. Творческий практикум.


28

В мире пушкинских стихотворений о родной природе.


29-30

Поэзия XIX века о родной природе П.А.Вяземский «Метель»,

А.А.Фет «Чудная картина», М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется…»,

Ф.И.Тютчев «Есть в осени…», «Весенние воды»,

Е.А.Баратынский «Весна, весна!..»

Лирика, тропы

31-32

ХКК. Стихи дальневосточных поэтов о родной природе


33

Викторина. Родина. Природа. Поэзия


34

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.

«Бородино». История создания стихотворения. История и литература.


35

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Любовь к родине, верность долгу.


Эпитет, сравнение, метафора, звукопись.

36

Художественное богатство стихотворения «Бородино».

37

Теоретический практикум


39

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В.Гоголя.


40

«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. Суеверие, злая сила.

Мифологические и фольклорные мотивы,

фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

41-43

Образы и события в повести Н.В.Гоголя. Добро и зло.

39

И.С.Тургенев. Детские впечатления Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии. Современники о рассказе «Муму».

Рассказ.

Углубление представлений о теме художествен-ного произведения

40

«Муму». Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.

41

Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, доброта, добронравие, гуманность. Сострадание в рассказе.

42

«Щи». Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи».

Стихотворение в прозе «Русский язык».

Стихотворение в прозе.

Эпитет, сравнение (развитие представлений).

43 Р/Р

Письменный отзыв об эпизоде.


44

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта

Строфа, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Фольклорные элементы в художествен-ном произведении.

Поэма.

45

«Орина, мать солдатская», «Забытая деревня». Темы крестьянской жизни. Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики.

46

Н.А.Некрасов - поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

47

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.


48

«Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Своеобразие сюжета.

Повесть (развитие представле-ний).

Развязка, кульминация, развязка.

Портрет.

49

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).

Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

50

Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Отношение писателя к событиям.


51

Написание отзыва


52

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.

Юмор, юмористическая ситуация, комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

53

«Пересолил»: тема рассказа; осмеяние страха, трусости. Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.


54

Из литературы XX века.

А.А.Блок. Детские впечатления Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).


55

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.


56

Стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Антитеза.

57

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

«Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Тема

58

Роль эпизода в создании образа героя.

Природа в жизни мальчика.

Значение финала.

Эпизод, деталь, финал.

59 Р/Р

Письменный ответ на вопрос.


60

И.А.Бунин. Детские годы Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.

«Густой зелёный ельник у дороги…»: тема природы и приёмы её реализации; художественное богатство стихотворения. Второй план в стихотворении.



Стихотворе-ние-размышление, образ-пейзаж.

Образы животных-развитие представлений

61

«В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства.

62

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в художественных произведениях А.И. Куприна.

Рассказ- расширение и углубление представлений

Характеристи-ка персонажа; портрет героя.

63

«Детский сад». Цель общественная и личная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость - основные нравственные проблемы рассказа.

Особенности создания образа.

64-65

С.А.Есенин. Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.

«Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» - по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

66

А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.

«Никита». Тема рассказа.


67

Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). Образ Никиты.


68

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

«Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приёмы создания художественного образа.

Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования


Афоризм

69-70

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе.

«Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Юмор- развитие представлений

71 Р/Р

Письменный ответ на вопрос по рассказу Е.И.Носова.


72

Ю.В.Сотник. Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Гадюка».


73

Диалог - основная художественная форма рассказа «Гадюка». Образ Бори и пассажиров вагона.

Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь.

Диалог.

74

Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о писателе. Детские годы. Отношение к книге.

Образы природы в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…». Поэтическая зоркость, наблюдательность.

Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение - развитие представлений о тропах и их роли в стихотворении

75

А.Т.Твардовский. Детские годы поэта, «заветная книга».

«Станция Починок»: любовь к родине, малая и большая родина.


Эпитет, метафора.

76-77

В/Ч

Поэзия и проза XX века о родной природе:

В.Ф.Боков «Поклон»,

Н.М.Рубцов «Северная берёза»,

Е.М.Винокуров «Прозванье», «У дороги берёзы стеною…»,

В.И.Белов «Весенняя ночь».


Выразитель-ное чтение наизусть.

78

ХКК

Стихи поэтов-дальневосточников о родной природе.

Выразитель-ное чтение.


79

Из зарубежной литературы.

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывки).


Притча, приключенче-ский роман, роман воспитания, путешествие.

80

Сюжетные линии в произведении «Робинзон Крузо».

81

Характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта).

Характеристика жанра.

82

Р/Р

Изложение с элементами сочинения.

83

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.


84-85

«Снежная королева»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта.

Волшебная сказка -развитие представлений

Авторский замысел и способы его реализации.

86

Библейский и мифологический мотивы в сказке «Снежная королева».

87

Р/Р

Письменная работа - отзыв об эпизоде.


89-90

В/Ч

«Путешествие в страну Андерсенландию».


91

М.Твен. Краткие сведения о писателе.

Автобиография и автобиографические мотивы.

Юмор. Приключения как форма детской фантазии.

92-93

«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

94

Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе.

«Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека.


95

Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека в повести Ж.Рони-Старшего.


96

Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.


Рассказ - развитие представлений

97

«Сказание о Кише» - период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни.

98

Добро и зло, благородство героя, уважение взрослых в «Сказании о Кише».

99

ХКК

Сказания о жизни коренных народов Дальнего Востока.


100

Р.Брэдбери. Краткие сведения о писателе. Знакомство с фантастическими произведениями.

Фантастика и реальность, земное и космическое.

101

Рассказ «Всё лето в один день»: мечта и реальность, жизнелюбие, доброта - основные мотивы произведения.

102

Обзор литературы на лето.



5


скачать файл | источник
просмотреть